В программе tamtalk продолжаются занятия психологического клуба, участники которых являются инвалидами по зрению, в том числе и г. Костромы. Цикл встреч июня-июля этого года был посвящен жизненным стратегиям лиц с визуальным ограничением.
В этом цикле участники могли с моей помощью заполнить тесты и выявить у себя проявление психологических защит, осмысленность и целеустремленность жизни, предпочитаемые формы совладающего поведения, удовлетворенность результатом жизни, а также степень уверенности в своих возможностях. Эти компоненты как раз и входят в понятие жизненной стратегии.
В ходе занятий мы познакомились с разными психологическими теориями, в том числе с вариантами жизни, предложенных В. Дружининым, например, жизнь как сон – об уходе человека в мир грез, снов, компьютерных игр, алкоголя, наркотиков из-за неудовлетворенности настоящим моментом; жизнь как творчество – когда человек живет в созданном с помощью своего творчества мире, и ему очень важен отклик окружающих на его творчество; жизнь как предисловие – когда человек все подготавливается к тому, чтобы жить и никак не начинает, самое важное, по его мнению, случиться потом; жизнь как достижение – человек постоянно стремится чего-то достичь, кроме цели ничего нет, когда цель достигается, сразу же ищется новая; жизнь по правилам – самое важное – это выполнять заведенные правила, следовать традициям и думать уже самому и не надо, удобно; жизнь-трата времени, когда человеку нечего делать и он старается себя занять хоть чем-то – спортзал, салоны красоты, диеты и обследования, вечеринки, магазины др.; экзеистенциальный конструктор – жизнь здесь и сейчас, осознание своей ограниченности и конечности, понимание, что тело – это важный инструмент для духовного развития, умение и желание размышлять о жизни, о ее смысле, сознательный выбор. Занимательна и теория В. Франкла. Меня в ней привлекает несколько позиций: 1. Смысл жизни есть, и он лежит вне нас, то есть нельзя заботиться только о себе и ощущать полноту жизни. 2. Нельзя к жизни и себе относиться слишком серьезно. Если мы чего-то сильно боимся или за что-то переживаем, это надо довести до гротеска, попросту высмеять. 3. Энергию, которая уходит на переживание собственной ограниченности и страх неуспеха, можно расходовать на подготовку к деятельности. Например, не стоит расстраиваться, если не получилось на раз-два освоить сенсорный телефон. Лучше вместо этого сесть и разбираться в нем, водить пальцами по экрану, тренировать жесты в обучающем приложении.
Также мы знакомились с трудом Р. Сапольского «Почему у зебры не бывает язвы желудка». Эта книга посвящена стрессу человека и отличию его от стресса животных. По мнению ученого и медицинского сообщества, стресс человека отличается тем, что может возникнуть не только от реальной опасности, например, нападения тигра или резкого чувства голода, холода, жары и так далее, а от представлении этой опасности. Очень часто мы переживаем за неприятности, которые в конечном итоге так и не произойдут. От такого стресса, при котором мы никуда не бежим, не совершаем физических действий, не разряжаем свой организм, очень вероятно получить язву желудка, астму, сахарный диабет, ишемическую болезнь сердца и т.д., то есть психосоматические заболевания, которые наступают от выброса гормонов в организм, мобилизации его к активным действиям, подтягивании ресурсов от других органов в мышцы и кровеносную систему, но в итоге так и не растраченных. Таким образом, стрессом можно считать мобилизацию организма для адаптации к сложившимся сложным условиям окружающей среды. Плохо, когда есть мобилизация, но нет второго этапа – адаптации.
Для того чтобы справиться со стрессом человек использует стратегии совладающего поведения. К самым распространенным среди инвалидов по зрению, как показала моя дипломная работа «Совладающее поведение лиц с визуальным ограничением», можно отнести использование социальной поддержки, то есть обращение к окружающим за помощью в деятельности, информацией и эмоциональной поддержкой, а также положительная переоценка, то есть философская переоценка ситуации как жизненного урока и уход в творчество.
Жизненная стратегия считается продуктивной, когда человек чего-то достиг в своей жизни, например, получил образование, устроился на работу, родил и вырастил детей, стал известным певцом, журналистом, актером, врачом и т. д, открыл свое дело, собрал урожай на садовом участке, можно многое перечислить. Эффективность же своего варианта жизни человек может оценить по своей удовлетворенности ей, то есть чем больше человек доволен тем, что у него получилось, тем правильнее он выбрал для себя жизненную стратегию.
Как можно повысить эффективность? Прежде всего осознать, что же у вас получилось, то есть снять психологические защиты, которые мешают реально воспринимать окружающий мир. Хотя они и дают временное облегчение, когда человек не в состоянии на данный момент поверить в происходящее, но удовлетворенности они совсем не добавляют. Самыми распространенными психологическими защитами среди инвалидов по зрению являются проекция – перенос своих эмоций на других, либо дорисовывание к образу другого человека своих придуманных черт; отрицание – нежелание воспринимать ограничение своих возможностей и возможностей других; рационализация – попытка логически все объяснить, пуститься в пространные размышления и рассуждения без привязки к реальным событиям, уход от темы, дабы не трогать больные для себя вопросы; регрессия – уход в более примитивные формы реагирования: импульсивность, употребление алкоголя, курение, нервные тики, вроде выщипывания бровей или отгрызания ногтей, перекладывание ответственности на других или обстоятельства.
Чтобы снизить напряженность психологической защиты для начала нужно ее осознать, понять, что она у вас есть и в чем она выражается. Это, как писал З. Фрейд, уже большая часть успеха. И далее, если вы хотите уменьшить влияние этой защиты, то нужно отслеживать у себя действия, которые с ней связаны. Если это проекция, думать, почему я считаю, что человек, например, агрессивный, в чем это выражается? Не было ли с его стороны действий, мое мнение опровергающих? А может быть, это я просто к нему предвзято отношусь?
При стрессе мы сконцентрированы на эмоциях, поэтому полезно себя тренировать: с эмоций переходить на мысли, а с мыслей на ощущения. То есть сначала понять, что вы думаете, потом, что вы ощущаете (прикосновение одежды, мебели, обуви, браслетов, часов, звуки, которые слышите, может быть есть светоощущение или цветоощущение), а потом уже переключаться на основную эмоцию на данный момент. Полезны дыхательные упражнения. Самое простое – сильно вдохнуть, до упора, чтобы поднялась грудная клетка и потихоньку выдыхать, при этом осознавая, что воздух, который заходит в дыхательные пути гораздо прохладнее того, что выходит наружу.
На финальном занятии мы пытались разделить проблемы на две части: те, на которые мы не можем повлиять и те, которые мы можем решить. На первые вообще не стоить тратить энергию. Что толку возмущаться, что пошел дождь, что по городу ездят плохие автобусы и на центральной магистрали города дорога вся в ямах? К этому можно только приноровиться: взять зонтик, такси, идти медленнее и аккуратнее, крепче держаться в автобусе и находиться там ближе к передней двери. Энергию, которую вы тратите на возмущение лучше приложить к другим задачам, например, подумать, как устроиться на работу, нужно ли для этого дополнительное образование, где можно познакомиться с интересными людьми и расширить круг своих приятелей или что нужно, чтобы привести домой собаку: договориться с соседями, домочадцами, закупить провизию, подготовить спальное место. Понравилось участникам и упражнение, где каждому нужно было представить сложную ситуацию, в которую может попасть любой инвалид по зрению, а остальные должны были предлагать свои варианты ее решения. Предложенные ситуации были разные: незрячий человек остался один на перроне вокзала, в окно залетела птица, прохудился унитаз, сосед по комнате ноет, что в его бедах виноваты его родители и т.п. Варианты решения тоже были разные. В них проявлялась выбранная человеком жизненная стратегия. Но вывод, к которому пришли участники, был один: если подумать, то безвыходные ситуации бывают редко. Главное не паниковать, переключаться со своего ощущения беспомощности и брошенности на обдумывание того, что может привести к цели и шанс решить свой вопрос, да и ещё, получить новое приключение, о котором можно будет вспомнить, значительно увеличивается.
Мое исследование, которое касалось жизненных стратегий инвалидов по зрению показало, что самыми эффективными являются те, при выборе которых лица с визуальным ограничением четко ставят перед собой цели и идут к ним, не обращая внимания на собственные ограничения и неудачи. Но при этом используется значительное количество психологических защит и стратегий совладания, а также закономерны перепады настроения в моменты прорыва защит и осознания собственных ограничений, отсюда наличие запретных тем, из которых самые распространенные – это самостоятельное передвижение, отношение с родителями и виртуальные отношения. С другой стороны, понимание своих ограничений к повышению удовлетворенности жизнью не ведет, но зато дает возможность воспользоваться вспомогательными средствами (тростью, говорящими программами) и расширить круг своих возможностей.
Таким образом, каждый вправе выбирать свою жизненную стратегию. Самое главное, чтобы она была выбрана осознанно. А мы приглашаем всех желающих на новый цикл занятий о личности, индивидуальных чертах и отношении в обществе, который начнется 17 августа в 19.00 час.
Мария Попова
председатель Костромской МО ВОС |