17 декабря члены Галичской местной организации ВОС посетили краеведческий музей г. Галича, в котором работают несколько выставочных залов. Археологический зал «Территория Галичской земли в глубокой древности». Здесь мы увидели орудия труда древнего человека и предметы знаменитого и таинственного «Галичского клада». В историческом зале - выставка "Галич - Город Трех Крепостей", представлен макет древнего Галича, облачение и вооружение воина – защитника, старинные монеты, картины. Этнографический зал – экспозиция «Рыбная Слобода: обычаи и нравы». Здесь представлены царские грамоты 16- 17вв., предметы быта и промысла галичских рыбарей. Природоведческий зал – экспозиция «Природа родного края», представлены интересные картины из жизни зверей и птиц. Зал «Очарование дней минувших. Гостиная. Мужской кабинет». Выставка «Гуляй, Галичская ярмарка!». Каждый зал очень интересен и неповторим по-своему. В каждом есть своя изюминка. Экскурсантам очень понравилась обновлённая экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне.
Сейчас в Галичском краеведческом музее небольшой выставочный зал предоставлен для коллекции Т.В. Колесовой – «Музей в музее «Возвращение фисгармонии». Коллекция пока небольшая - три фисгармонии, каждая с историей длинною в сто с лишним лет. Но сегодня у каждой свой неповторимый голос, свои пристрастия, своя музыка. В музей приходят посетители на концерты небольшими группами, галичане и гости города из разных мест нашей большой страны, бывают, и иностранные гости, все слушают уникальную музыку, которая проникает глубоко в души и уносит ввысь, в космос…
Звучащая фисгармония в современной России - это большая редкость. Очень жаль, что на сегодня практически полностью утрачены навыки реставрации, реконструкции, ремонта фисгармоний, и тем более утрачены традиции музицирования и участия в концертных программах этих старинных инструментов. А ведь когда-то в России они были частью русской музыкальной культуры. Они были любимы и востребованы среди разных сословий и людей разного достатка и уровня образования. Они стояли в дворянских усадьбах и в классах консерватории, в купеческих домах и в церковно-приходских школах.
Удивительный человек — Татьяна Владимировна Колесова работает в местной музыкальной школе и уже несколько лет занимается тем, что спасает и восстанавливает старинные музыкальные инструменты — фисгармонии (что-то вроде мини-органчиков).
Она поведала нам историю появления фисгармоний в Галиче: «Я начала искать инструменты, чтобы купить себе и отремонтировать. Первый инструмент привезли из Нижнего Новгорода. Фисгармония фирмы «Карпентер-Циммерман» из семьи Постниковых. Продавал правнук владельцев, Илья, по просьбе матери. Не хотел, очень не хотел расставаться с семейным наследием. И вот, появился «Маннборг». Нашла я этот инструмент в Ярославле. Это «немец», и звук у него крепкий, как у настоящего немецкого бюргера (не то, что нежная «американка» в музее). Но сам корпус сильно повредил жучок. Привезла «Маннборг» в класс Детской музыкальной школы, поставила. Инструмент слегка расстроен. Дело в том, что язычки за многие, многие годы почти не расстраиваются. Чтобы понизить или повысить тон нужно подточить носочек язычка или пяточку. Но для этого надо быть профессиональным настройщиком. Сергей Валентинович огромную работу проделал! Ночами сидел, изучал инструмент. Поправил все язычки, выровнял механику. Сейчас очень чистое звучание. А потом появилась “Лиебиг”. Это нежная дама. Привезли её из г. Наволоки Ивановской области. Эта фисгармония стояла у баптистов в молельном доме. Им жалко инструмент, никому не нужен, никто не играет. Были рады, что мы его забрали. Фисгармония была сильно залита водой, на ней стояли цветы, часть клавиш западала, отсутствуют многие деревянные части, но меха в порядке».
Выражаем огромную благодарность Татьяне Владимировне за прекрасные минуты нашего общения с восхитительной музыкой старинного инструмента. Исторический экскурс и великолепное исполнение, увлечённость своим делом произвели на нас неизгладимое впечатление! Захотелось узнать больше о старинных инструментах и наслаждаться их звучанием.
Елена Гоглева
|