Костромская региональная общественная организация ВОС

Вторник, 19.03.2024, 14:54

г. Кострома, ул. Ленина, д. 100 «А» (на карте), тел/факс: 7 (4942) 55-24-13, тел: 7 (4942) 55-14-62, e-mail: roovos@mail.ru

Главная » 2023 » Май » 18 » Костромская МО ВОС о работе по проекту «Тренировочно-реабилитационная квартира для адаптации вслепую» (март, апрель)
16:33
Костромская МО ВОС о работе по проекту «Тренировочно-реабилитационная квартира для адаптации вслепую» (март, апрель)

 В марте и апреле 2023 года продолжалась работа по проекту «Тренировочно-реабилитационная квартира для адаптации вслепую». Состоялось 2 заезда в тренировочно-реабилитационную квартиру в периоды: 30 марта -  5 апреля и 24 апреля -30 апреля. Акцент в работе был направлен на развитие пространственного ориентирования: разрабатывали разные маршруты, работали с макетом квартиры.   Вспомогательными были занятия со спортивным инвентарем и настольными играми для развития разных групп мышц и пространственного мышления. Продолжались и другие программы: первое посещение инвалидом по зрению начиналось с обзорной экскурсии по квартире, приготовление несложных блюд с помощью специализированных бытовых приборов, занятия со сложной техникой (компьютер со специальной «говорящей» программой, озвученные сенсорные и кнопочные телефоны, плеер с речевым выводом).

 Если человек записывался на занятия повторно, то обычно брал более узкую программу, например, занятия с сенсорным телефоном или настольной игрой.
 С начала проекта тренировочную квартиру посетило уже более 50 инвалидов по зрению.. В первый заезд тренировочно-реабилитационную квартиру посетили две группы старшеклассников из школы-интерната для детей с нарушением зрения. В одной группе были слабовидящие школьники с высоким остатком зрения. Они в течение двух часов прошли экскурсионную программу: изучили планировку квартиры, спортивные принадлежности, тренировались в измерении тумбочки с помощью портновской меры для незрячих. Кстати сказать, с каждым измерением, высота тумбочки менялась.

Из спортивных принадлежностей больше всего заинтересовал гироскопический тренажер для развития мышц руки. С помощью озвученной через приложение смартфона мультиварке дети запекли помидоры в сыре, приготовили чай и кофе, пользуясь термопотом и кофеваркой, удобными в использовании для незрячих, разливали напитки в кружки при помощи индикатора уровня жидкости. После обзорной экскурсии ребята увлеклись настольными играми. Особенно понравилась игра «Каллах». Игра пришла к нам из Африки, имеет несложные правила, но думать заставляет. 
 Во второй группе слабовидящие ребята видели хуже, поэтому занятие в тренировочно-реабилитационной квартире началось с ориентирования при помощи тактильной трости. В квартире детям также было сложно перемещаться. Они сначала исследовали планировку, затем работали с макетом квартиры, изготовленным для нашего проекта волонтером- художницей А.А. Лебедевой, а затем тренировались в работе с тифлосредствами.

 На изучение каждого предмета у этих ребят уходило значительно больше времени, чем у детей из первой группы. 
Надо отметить, что несколько ребят повторно посетили тренировочно-реабилитационную квартиру. Программа для них была расширена, кроме основных направлений, были включены упражнения на тренировку осязания, обоняния и слуха. Нашим посетителям нужно было распознать звуки бытовых приборов (пылесоса, кондиционера, швейной машинки, чайника), транспорта (грузовика, легковой машины, троллейбуса), воды, огня и др. Ребята учились различать на ощупь крупы (геркулес, пшено, гречку, рис), соль, сахар, соду и др., узнавать по запаху кофе, чай, огурец, перец, копченое мясо, чеснок и др. Работа  со слухом, обонянием, осязанием позволяет частично компенсировать недостаток зрения и сделать акцент не на то, что отсутствует, а развивать то, что можно развить. 

 Нужно отметить, что, если у человека нет зрения от рождения или оно слабое, то у него больше развивается тактильное восприятие, а, если человек остается без зрения во взрослом возрасте, то опора больше идет на слух. Это физиологически объясняется: при слепорожденности часть мозга, которая должна была отвечать за зрение, берет на себя функцию осязания, т е усиливает тактильное восприятие, в результате чего у человека развивается так называемое «тактильное зрение». У поздноослепших зрительная кора уже увеличивает акцент на слухе, поэтому при определенной тренировке развивается «слуховое зрение», то есть по звукам, по эху, которое издают стены, предметы, по перемещению других людей, которые не только показывают свое присутствие, но и то, где находятся стулья, садясь на них, столы, ставя на них что-то, здания, открывая дверь или обходя их и т. д., в голове незрячего может создаваться картина улицы или помещения. Поэтому видящие люди часто не понимают, почему один незрячий хочет все ощупывать, а другой – нет. Здесь вопрос – какую функцию, тактильную или слуховую, взяла на себя зрительная кора. «Тактильное» и «слуховое» зрение можно развивать. Они дополняют друг друга, хотя ведущим остается только одно. 
 Расширение программы коснулось не только школьников, но и всех посетителей тренировочно-реабилитационной квартиры. Незрячие и слабовидящие с рождения или детства, что послужило иллюстрацией вышеприведенного правила, без труда определяли предметы, которые им знакомы на ощупь. Проблема могла быть лишь с теми предметами, с которыми незрячие не сталкивались в жизни, например, дырокол или губная гармошка. Это еще одна задача, которая стоит перед родственниками и реабилитологами: так как незрячий не может наблюдать за тем, что есть вокруг, его нужно знакомить с окружающими предметами, объясняя их функции и показывая, как это работает, чтобы инвалид по зрению не отставал от жизни.
 Между тренировками в квартире, участники проекта несколько раз за апрель посетили костромской ипподром.

 На занятиях с лошадьми они не только кормили и общались, но и катались верхом. Далеко не все на это решились, но те, кто все же смог преодолеть свой страх, получили большое удовольствие.  

 12 апреля состоялось очередное онлайн-заседание читающего кружка «Читаем вместе» на портале «Эврика» в программе Teamtalk, который проводит наша организация ВОС совместно с библиотекой-центром инвалидов по зрению г. Костромы. На этот раз предметом обсуждения было 2 книги: «Да здравствует фикус!» Д. Оруела и бестселлер А. В. Курпатова «Красная таблетка».
 В обсуждении книги «Да здравствует фикус» все пришли к единому мнению: автор хорошо пишет, с удовольствием читали и слушали его обороты речи, юмор, часто переходящий в сарказм. Насчет главного героя тоже все относительно понятно: выходец из бедной семьи, испытывающий все время недостаток в деньгах, не желающий от них зависеть, сменивший «хорошее место» на малооплачиваемую работу в библиотеке-книжном магазине, постоянно занимающий деньги у сестры и богатого друга-издателя, у него не получилось в жизни ничего – ни стать знаменитым поэтом, ни разбогатеть, ни занять достойное место в обществе, ни умереть в конце концов.  Разочаровавшись в жизни и начав «идти на дно», он разрешает спасти себя влюбленной в него девушке, которая к тому же оказывается от него беременной. В итоге он смиряется с уготованным ему местом и разводит фикусы, которые так жестоко ненавидит с начала повествования, так как они для него являются символом достатка.
 Вторая книга вызвала в нашей читающей компании существенный резонанс: мысли книги, захватившие более молодое поколение, заставили зрелых участников начать искать в интернете негативные стороны автора. Основными идеями «Красной таблетки» были следующие:
- сознание не управляет нашим поведением, им управляет мозг;
- личности нет;
- смысла жизни нет;
- предназначения нет;
- нет никакого богатства выбора.
 Надо сказать, что эти высказывания, вынесенные в начало глав книги, как заметила участник проекта Н.А. Тарковская, претендуют на сенсацию и вызывают много вопросов, которые разрешаются в процессе прочтения. Например, первое утверждение о том, что мозг правит человеком, а не наоборот, означает, что мы в большинстве своем живем автоматизмами или динамическими стереотипами по И.П. Павлову, которые мы наработали в процессе жизни. Это позволяет нам не тратить энергию на обдумывание ситуации. Например, мы не думаем каждый раз, какую ногу поставить, а просто идем и начинаем об этом думать, только если дорога сложная. Ребенку же, когда он только начинает ходить, каждый шаг по началу дается тяжело или, если это человек, который учится ходить заново после травмы или парализации. Это мы прекрасно понимаем. А вот то, что мы также «едем по автоматизмам» с нашими убеждениями, пользуясь словами «надо», «должен», «необходимо», «обязан, «не должен», это мы не понимаем и не собираемся обдумывать, кому должен, зачем надо, а стоит ли и т. д. 
 Что касается следующих утверждений, личности как монолита, конечно нет, но есть много наших личностей, столько же, сколько людей, которые нас знают, поскольку у всех у них мнение о нас будет несколько отличаться. Смысла жизни в патетическом ключе, конечно, не существует, так как смысл есть только у действий и слов. Надо просто понять, к чему человек больше склонен, и нарабатывать навыки в течение 10 000 часов. Только тогда можно говорить о человеке, как о специалисте. Да и богатство выбора – это большая иллюзия и, если бы люди в ней не жили, они бы разрабатывали все имеющиеся у них возможности здесь и сейчас, не считая их недостойными себя и тем самым получая еще новые возможности: «Делай, что можешь с тем, что имеешь там, где ты есть» (Т. Рузвельт).
 Но, чтобы воспринять эти мысли, нужно перестроить наши автоматизмы-принципы, которые говорят, что есть хорошо и плохо, индивидуальная ни на кого не похожая личность, сила воли, на которой еще никто пока долго не ехал, великий жизненный смысл, про который мы вспоминаем только тогда, когда приходим в тупик и предназначение, которое можно искать всю жизнь, так и не сделав ничего полезного. На перестройку автоматизмов нужна энергия, а мозг всегда идет на ее сохранение, поскольку и так тратит более 20% энергии всего организма и круг замыкается.
 На следующем собрании, которое состоится 14 июня, участники кружка «Читаем вместе» договорились обсудить «Полночную библиотеку» М.Хейга и «Думай медленно, решай быстро». Из второй книги, автор которой Д. Канеман, я вытащила еще одну логическую задачку, которая сначала может показаться математической:
если бита и мячик стоят 1 доллар и 10 центов, а бита на доллар дороже мячика, то сколько стоит мячик?
 И как я обещала ответ на предыдущую задачу: кирпич весит 2 кг. Думаю, что у многих возникли варианты 1 кг или 1,5 кг. Если вы думаете, что кирпич весил 1 кг, то вы попали в интонационную ловушку и подумали, что предложение закончилось на фразе «сколько весит кирпич, если он весит килограмм?». Если включить мозг, что делать не хочется, то можно подумать: а зачем спрашивать вес кирпича, если он уже известен? Второй вариант про 1,5 кг получается следующим образом: вы решили, что какой-то мифический кирпич весит килограмм и вес нашего кирпича состоит из этого пресловутого килограмма и еще половины от этого веса. Но в итоге наш кирпич разделен на 2 половины, одна из которых известно, что весит килограмм. Если она весит килограмм, то вторая половина тоже должна весить столько же, а именно килограмм. В итоге получается 2 кг.
 Вот такие задачки мы разбираем в группе «Психологический клуб» в WhatsApp и на психологических тренингах на нашем портале «Эврика» в программе Teamtalk. Мы встречаемся каждое воскресенье в 16.30 по мск и пытаемся разобраться в себе и отработать правила коммуникации. За этот месяц участники «Психологического клуба» закончили обсуждение темы женско-мужских отношений, обсудили интересующие группу вопросы – о ревности, роли мужчины и женщины в семье, о негативных ярлыках, повешенных противоположными полами друг на друга, о том, что чаще всего способствует зарождению и развитию отношений и многом другом. 
 В рамках проекта в мае продолжаться занятия в тренировочно-реабилитационной квартире, на костромском ипподроме и групповые онлайн-занятия. В июне запланировано проведение заключительного этапа проекта - квеста «Учимся жить вслепую», на базе пансионата «Сосновый бор». 

М.С. Попова, 
председатель Костромской МО ВОС, психолог-магистр
Фото: П.А. Проворов

Просмотров: 406 | Добавил: vos44
Всего комментариев: 0
avatar

Новые проекты

 Проекты

Скачать пособие

Скачать аудиопособие

Читаем вместе

Читаем вместе

Виртуальный музей

Виртуальный музей