Костромская региональная общественная организация ВОС

Пятница, 16.04.2021, 23:19

г. Кострома, ул. Ленина, д. 100 «А» (на карте), тел/факс: 7 (4942) 55-24-13, тел: 7 (4942) 55-14-62, e-mail: roovos@mail.ru

Главная » 2021 » Февраль » 24 » Завершаем знакомство с пособием «Хорошо, когда с незрячим рядом близкий человек...». Глава 4. Возрастные особенности. Заключение.
15:54
Завершаем знакомство с пособием «Хорошо, когда с незрячим рядом близкий человек...». Глава 4. Возрастные особенности. Заключение.

Глава 4. Возрастные особенности

Человек в течение своей жизни проходит определенные возрастные периоды, и в каждом из этих периодов существует ведущий вид деятельности и выполняются определенные жизненные задачи. Каждый период создает условия для дальнейшего развития. Нарушение зрения может помешать человеку эти задачи реализовывать и тогда наступает щемящее чувство несостоятельности и ненужности. Человек уходит в депрессивное состояние. И чем больше скапливается невыполненных задач, тем более несчастным чувствует себя человек.

Детство

У ребенка существует два ведущих вида деятельности – это освоение окружающего мира и общение. Причем именно взрослый сначала показывает ребенку как взаимодействовать с миром, он носитель правил и норм поведения. До полугода самое главное для ребенка – это общение с мамой. Ребенок довольно рано начинает узнавать свою маму и, завидев ее, входящую в комнату, уже знает, что она подойдет к нему и начнет общаться. Незрячий ребенок может узнавать маму с помощью слуха, запахов и тактильных ощущений. Поэтому, входя в комнату, начинайте разговаривать с ребенком, не обращая внимание на то, что он Вас не совсем понимает. Ему важно слышать Ваш голос. Чем чаще Вы будете с ним разговаривать, тем быстрее он будет отделять его от других голосов. 
Младенчество – это период, в который формируется базовое доверие или недоверие к миру ребенка, поэтому, чтобы он не пугался, не прикасайтесь к нему молча и сразу. Заранее начинайте с ним разговаривать, потихоньку приблизьтесь, подержите свое лицо около его лица, чтобы ребенок смог почувствовать Ваш запах и Ваше тепло. Когда у человека нет зрения, внимание больше концентрируется на других анализаторах, поэтому незрячий или слабовидящий ребенок больше внимания обращает на запахи, на ощущение близости предмета, звуки и при общении с таким ребенком это нужно учитывать.  Например, незрячий ребенок вместо того, чтобы смотреть на маму, поворачивается к ней ухом, чтобы лучше слышать оттенки звука ее голоса. Мамы же думают, что ребенок отворачивается, потому что ему что-то не нравится. Кстати, когда ребенок подрастет, нужно будет объяснять ему, что большинство людей привыкли, чтобы собеседник смотрел на них, а не поворачивался к ним ухом и, чтобы не вызывать удивление, нужно научиться переводить глаза на источник звука. 
С полугода у ребенка начинается деятельность, связанная с изучением предметов. Незрячий или слабовидящий ребенок к этому приходит позднее. Вообще, надо быть готовым к тому, что, если у ребенка есть визуальное ограничение, у него будет задержка в развитии. Если задержка не слишком сильная, ничего страшного в этом нет и, если с ребенком заниматься, он постепенно наверстает упущенное. Зрячий ребенок больше проявляет интерес к предметам, потому что они, как говорится, попадают ему на глаза. У слабовидящего, а тем более незрячего ребенка предметов в поле зрения мало или вообще нет. Взрослым стоит это учитывать и стараться, чтобы предметы находились рядом с ребенком. Если речь идет о слабовидящем ребенке, то его привлечет все более яркое и крупное. Незрячему ребенку предметы нужно подавать в руки. Лучше не просто дать погремушку и все, а положить рядом с ребёнком много игрушек, чтобы у него была возможность все изучить и выбрать то, что больше понравиться. 
Когда Вы кормите незрячего ребенка, не делайте это молча. Комментируйте, что Вы сначала из кастрюльки нальете суп в тарелочку, а потом ложечкой положите ему в рот, иначе у ребенка будет складываться впечатление, что ложка появилась ниоткуда, из воздуха и сама залетела к нему в рот. Большая ошибка родителей – не объяснять ребенку, в каком доме он живет, что значит второй или третий этаж, каким образом он попадает в машину или автобус. Зрячие дети за этим наблюдают, поэтому сами зададут вопросы, если что-то не поняли. Для незрячего ребенка этот мир – это набор звуков и ощущений, а то, что нельзя потрогать или не находится в зоне его досягаемости не существует.  Очень хорошо, если мама или кто-то из взрослых постоянно рассказывает малышу о том, что есть вокруг него и не только рассказывает, но и постоянно дает ощупать то, что можно. Хорошо действует способ «рука в руке», когда Вы берете руки ребенка и ими что-то трогаете или что-то делаете. Например, так можно обучить ребенка завязывать шнурки или лепить пирожки.
Если ребенку с визуальным ограничением не давать ощупывать, как происходит то или другое действие, не давать в руки предметы окружающего мира, то у него будут развиваться только вербальные представления. Очень часто, особенно это развито у незрячих детей, они могут рассказать о каком-то действии, но содержание его для них остается непонятным. Например, ребенок слышит звук и спрашивает, что это такое. Мама отвечает, что это папа заколачивает гвоздь. Ребенок узнает, что, когда стук, папа заколачивает гвоздь, но это только на словах, а что конкретно делает папа, он не понимает.  Слабовидящий ребенок видит, что папа что-то делает, но конкретно что, не понимает. Он, подражая, совершает тоже какие-то движения, но совсем не те, что нужно для забивания гвоздя, поэтому навык формируется неправильно. Здесь опять можно исправить положение с помощью способа «Рука в руке». Берите руками ребенка молоток, объясняйте, зачем нужна ручка, зачем головка молотка, ощупывайте вместе с ребенком гвоздь, дайте ему самому изучить эти предметы, покажите, как нужно ставить гвоздь и как стучать по нему молотком. Любой рассказ лучше подкреплять тактильными ощущениями. Если Вы читаете с ребенком сказку и там есть соломенный домик, дайте ему пощупать солому, когда в сказке появляется волк, дайте ему в руки игрушку-волка. Таким образом Вы развиваете и мелкую моторику ребенка. Руки – это основной инструмент незрячего для изучения окружающего мира, но это далеко не значит, что их нужно оберегать и ничего не давать ему делать руками. Наоборот, чем больше он ощупывает вокруг, чем больше совершает ими манипуляций, тем проще ему будет изучать и представлять окружающий мир. 
Незрячие и слабовидящие дети, когда начинают самостоятельно двигаться, ползать, ходить, 
несколько раз стукнувшись головой из-за того, что не видят находящиеся впереди предметы, часто начинают ползать или ходить вперед ногами, выставив руки. Чтобы избежать такой асимметрии, лучше давать ребенку что-то в руки – коляску, катающиеся игрушки, чтобы ребенок этим предметом ощупывал то, обо что может удариться, да и к трости он потом привыкнет лучше. 
Даже зрячие дети не все знают, что такое «слева», «справа», «далеко», «близко», «вверху», «внизу». Обучите ребенка этим навыкам прежде всего, потому что они очень сильно пригодятся в ориентировании. Когда Вы отходите, спрашивайте ребенка, далеко мама или близко. Тоже самое, когда подходите. При этом, чтобы объяснить, что такое «близко», можно сказать, что он может коснуться предмета, который находится близко.
Так же довольно часто родители сдерживают двигательную активность ребенка, потому что боятся, что он ушибется или уйдет не туда. Да, Вам придется контролировать в движениях незрячего ребенка больше, чем зрячего, но, если останавливать его и не давать выплеснуть энергию в движении, может развиться такой неприятный феномен, как навязчивые движения. Ребенок может раскачиваться на месте, совершать разные странные мимические движения, подпрыгивать или кружиться. Обычно, если родители сразу замечают навязчивые монотонные движения, то, перенаправив энергию в другую сторону, например, поставив ребенку тренажеры, манеж, от них можно избавиться. 
Около трех лет в жизни ребенка наступает период, который принято называть «Я сам». В этот период ребенок старается отделиться от мамы, уже не считая ее частью себя и хочет принимать какие-то самостоятельные решения. Незрячий ребенок в этих самостоятельных решениях и так несколько ограничен в результате своих физических возможностей, а родители ограничивают его еще больше, руководствуясь тем, что посадить его рядом с собой и решить все за него для них будет спокойней. Поэтому, чтобы с раннего возраста не атрофировался только-только зарождающийся навык самостоятельных решений, старайтесь, где это возможно, давать ребенку выбор: что он сегодня хочет кушать, картошку или кашу, колготки или штаны ему больше хочется одеть, какой мультфильм посмотреть, какие ему подать игрушки, хочет он, чтобы Вы с ним собирали пазл или ему интереснее это делать самому. Если за ребенка все будете решать Вы, то в итоге он не будет чувствовать себя отдельной личностью, способной принимать решения, слабо разовьются волевые качества. Это влечет за собой склонность к импульсивному поведению в будущем, несдержанности, без обдумывания последствий. 
С трех до семи лет формируется инициативность и ответственность человека. Довольно часто можно видеть малоинициативных незрячих и слабовидящих людей, особенно, если они выросли в семье, где проблемы со зрением есть только у них. В чем же основная разница между воспитанием ребенка с визуальным ограничением и без него? Если зрячего ребенка хвалят за то, что он помогает маме, выполняет какую-то домашнюю работу, несложную работу в саду, то незрячий ребенок хороший, когда сидит на месте, слушает книжку и не доставляет взрослым хлопот. Вот так человек и привыкает к тому, что он молодец, если не проявляет инициативу. Печально наблюдать, когда люди, у которых вполне хватает физических и интеллектуальных возможностей, ведут образ жизни глубокого пенсионера, потому, что не привыкли думать о том, чего же все-таки они хотят в этой жизни, и ждут, пока за них все решат ухаживающие родственники, за которыми, в течение времени уже за самими пора ухаживать. Поэтому, хоть это и стоит некоторых усилий, постарайтесь не давить инициативу ребенка на корню. Если он хочет помыть посуду или слепить пирожки, а, может быть, помыть пол, не стоит ему в этом отказывать. Со временем он научиться это делать не хуже Вас и впоследствии станет Вам помощником. Если ребенок не выполняет какие-то дела и не совершает ошибок, не вытирает сам пролитый чай, не складывает разбросанные игрушки, на нем нет никаких обязанностей, то и об ответственности также думать не приходится. 
К семи годам основной потребностью ребенка становится потребность в обучении.  Эту задачу незрячие и слабовидящие дети вполне реализуют с помощью специализированных школ-интернатов, где довольно маленькие группы, около десяти человек, и учителя, благодаря этому, могут индивидуально подойти к каждому ребенку. Часто родители считают, что их ребенка нельзя отдавать в такой интернат и обучают его на дому. Образовательную потребность таким образом Вы, может быть, и решите, а вот задачу следующего этапа – общение со сверстниками – будет решать гораздо сложнее. Слабовидящего ребенка дети во дворе, возможно, и примут в компанию, а с незрячим ребенком все гораздо сложнее: он воспринимает мир через другие анализаторы, поэтому воспринимается условно здоровыми детьми как странный и непонятный, а также не может играть в большинство подвижных игр наравне со всеми, поэтому, как правило, такие дети не отходят далеко от своих родителей и потом у них бывают проблемы в общении со сверстниками, что тянется проблемой на протяжении всей дальнейшей жизни. Если Вы не хотите, чтобы Ваш ребенок жил в интернате, Вы можете водить его туда как в обычную школу, сразу забирая после уроков. Если Вы проживаете в другом городе, всегда можно снять квартиру или комнату, либо пять дней в неделю Ваш ребенок поживет в интернате, а в выходные вы заберете его домой.
В этот же период формируется трудолюбие, которое можно поддержать, поручив ребенку какое-то дело. Хорошо влияет на ребенка, когда ему родители заводят какое-то животное и он, а не окружающие, является ответственным за него. Также хорошо, когда учеба ребенка – это его дело и он делится с родителями своими успехами и неудачами и, если нужно, просит ему помочь. Но, к сожалению, часто наблюдается такая картина, и это бывает не только с незрячими детьми, хотя с ними чаще, что родители делают с ребенком уроки, не то, чтобы помогая, а все выполняя за него. Ребенку же остается лишь посидеть рядом и покивать головой.  В таком случае и ответственность лежит на родителе. 

Взрослость

Четко очерченных рамок начала психологической взрослости, наверное, не существует. Одни вступают в этот период уже после окончания подростничества, другие по достижению совершеннолетия, третьи, когда по воле обстоятельств с ними не оказывается тех, кто может за них решить все проблемы, а четвертые так и остаются импульсивными детьми до самой старости. Одним из главных признаков взрослости является умение принимать решения с обдумыванием и принятием последствий. Хронологические же рамки взрослости очерчиваются окончанием подросткового периода с одной стороны (18 – 21 год) и наступлением зрелости с другой (60 лет).  
Основными задачами ранней взрослости являются примеривание на себя профессиональных ролей, создание близких, интимных отношений и обретение самодостаточности. То есть более простым языком, молодому человеку нужно реализовываться в профессии, заводить отношения и создавать семью и в чем-то чувствовать себя самостоятельным. 
Конечно, в профессиональном плане человек без зрения несколько ограничен. Он не может, например, стать шофером, машинистом, космонавтом, да и еще есть определенный перечень недоступных профессий, но это далеко не значит, что незрячий человек вообще лишается шанса получить профессию.
Если инвалид по зрению не хочет учиться, он может пойти работать на специализированное предприятие. В нашем городе это завод ООО «Автофильтр», где незрячие и слабовидящие люди работают в основном сборщиками деталей для автомобильных фильтров и укладчиками-упаковщиками. 
Существуют два специализированных училища, медицинское, где инвалидов по зрению обучают по специальности «Массажист» (основное - г. Кисловодск и филиалы в др. городах) и музыкальное (г. Курск).  Также люди с визуальным ограничением могут поступить в неспециализированные университеты, где чаще всего учатся по таким направлениям как история, филология, психология, социальная работа, юриспруденция, иностранные языки, физико-математическое направление, дефектология и др. У нас в городе это, например, Костромской государственный университет. Также сейчас существует возможность онлайн-обучения. После окончания училища или университета, незрячие и слабовидящие люди вполне успешно устраиваются на работу массажистами, юристами, аккомпаниаторами, преподавателями, художественными руководителями, психологами, радиоведущими, журналистами, председателями местных и региональных организаций общества слепых. В приложении к пособию мы покажем Вам несколько историй успешной реализации незрячих в профессии. 
Конечно, если человек потерял зрение, ему очень сложно морально решиться на получение образования. Незрячий не только не знает, как учиться при таких условиях, но и думает, что это невозможно. Для преодоления морального барьера также важен опыт другого инвалида по зрению, как это случилось с двадцатисемилетней Ксеньей, которая до получения инвалидности училась на юриста и в связи со своим ограничением была вынуждена бросить учебу: «Я думала, что все, образование мое на этом закончилось, была расстроена. Потом я приехала на реабилитацию на Алтай в Бийск и в комнате я жила с девочкой, у которой 2 высших образования - логопед и психолог, при том, что она не видит с шестнадцати, что ли, лет. Она постарше меня. Ей 29 сейчас. И я поняла, что я буду учиться, потому что увидела, что не только она, а увидела, что в принципе есть люди, которые учатся. Просто я не знала, что слепые могут учиться. Вообще слепых ни одного не знала». Сейчас Ксенья получила образование психолога и занимается частной практикой. 
Если человек потерял зрение в более позднем возрасте и у него уже есть специальность, но она несовместима с ситуацией визуального ограничения, можно пройти профессиональную переподготовку. Этим занимается практически каждый университет. Да и получить новую специальность уже во взрослом возрасте, осознанно и осмысленно тоже может оказаться не лишним.  
Сядьте и поговорите с Вашим незрячим родственником о перспективе его профессиональной реализации. Возможно, Вы сделаете это за совместным ужином или во время вечерней прогулки. Обсудите его склонность к какой-либо профессии, а также, что ему не хватает для того, чтобы ее получить. Возможно, он не знает, как будет фиксировать материал, искать нужную информацию, а при необходимости читать учебник. Записывать лекции можно несколькими способами: на диктофон писать просто, но зато долго «переслушивать»; с помощью точечного шрифта брайля, но чаще всего его хорошо знают люди, отучившиеся в школе-интернате; и, наконец, печатать на компьютер (нетбук и ноутбук) с голосовой программой «jaws». Компьютер с такой программой можно освоить, обратившись в специализированную библиотеку Вашего города и записавшись на курсы, поехав в Москву в реабилитационные центры «Реакомп», КСРК и РКЦ г. Волокаламск, ну и последний способ более трудоемкий – самостоятельно с помощью обучающей литературы и тех людей, которые уже компьютер освоили. 
Если Ваш близкий беспокоится, как будет добираться до места учебы или работы, то обсудите с ним возможность ходить с тактильной тростью. Это также можно сделать, определившись на курсы по элементарной реабилитации г. Волокаламск, либо с помощью тех незрячих, которые уже с тростью ходят. Я, например, когда начинала учиться в университете, с тростью еще не ходила. Сначала меня до университета провожали родители, а с аудитории в аудиторию я ходила со студентами своего факультета. Освоила я трость уже на третьем курсе с помощью двух своих незрячих друзей, которые показали мне, как собственно с этой тростью ходить, и интереса, смогу я дойти от этого здания до другого, из этого кабинета в другой, найти нужный мне адрес или нет. Кстати, самостоятельное передвижение в пространстве, а также освоение компьютера отчасти закрывают задачу получения самодостаточности. Компьютер вообще дает широкие возможности для незрячего. С помощью него можно искать нужную информацию, писать книги, записывать аудиофайлы, редактировать их, создавать музыкальные произведения, выходить в радиоэфир (существуют несколько радиостанций, созданных незрячими, радио-ВОС, радио-рансис, например). Также интернет существенно расширяет круг общения инвалида по зрению. Мало того, что доступны все месенджеры, которые используют условно здоровые люди, незрячие еще создали программу teamtalk, куда можно зайти и там найти себе занятие по интересам, не выходя из дома: по английскому языку, по сенсорным телефонам и компьютеру, кулинарные кружки, концерты и развлекательные мероприятия, вроде разгадывания кроссвордов и «Что, где, когда?». За счет интернет-пространства многие незрячие реализуют свою потребность в построении близких отношений с противоположным полом. 
С помощью интернета для незрячих появилась возможность и развивать свои проекты. Маргарита 32 года состоялась как преподаватель по английскому языку, занимающаяся репетиторством, в основном, через программу skype, а также работник «Библиотеки Михайлова». У нее несколько своих проектов, например, звуковой журнал «Люди, события, творчество», который оповещает о новостях, связанных с жизнью лиц с овз, а также дает возможность проявить себя инвалидам по зрению в качестве сотрудников журнала. Также интересный проект, который называется «Опиши мне». Здесь задействованы зрячие волонтеры. Незрячий человек может отправить любую картинку и попросить дежурящего волонтера рассказать, что на ней находится. Особенно это удобно для тех, кому не всегда есть кого спросить. 
На мой взгляд, у части инвалидов по зрению происходит здесь перекос в сторону интернет-жизни. Просыпаясь с утра и садясь за компьютер, они отходят от него только поздно ночью, работая там, развлекаясь, общаясь и находя для себя увлечения и хобби. С одной стороны, это не очень хорошо, а с другой – такое общение и занятие лучше, чем ничего, чем зависание в мыслях о прошлом или несбывшемся и «оплакивание» своих ограничений.

Возраст зрелости

Довольно часто случается, что зрение начинает снижаться или пропадать у человека именно к зрелому возрасту. Это довольно тяжело воспринимается пожилыми людьми, поскольку   значительная часть жизни уже прожита со зрением и перестраиваться довольно сложно, но не нужно думать, что это нереально.  В обществе существуют определенные стереотипы, относительно пожилого возраста, например, пожилые люди более забывчивы и трудно усваивают новую информацию, они догматичны и консервативны, не способны и не хотят меняться, живут в социальной изоляции, их производительность меньше, а мотивация к работе слабее. Это были отрицательные стереотипы, а вот несколько положительных: все пожилые легко заводят знакомства, они добры и дружелюбны, психологически зрелы, опытны и мудры, с ними интересно общаться, они хорошие слушатели, терпеливы и снисходительны, особенно по отношению к детям. Эти качества вполне могут быть у зрелых людей, но не обязательно у всех. Все зависит от индивидуальных особенностей личности. В нашей организации большая часть – это люди зрелого возраста за 60. И среди них есть домоседы, облегчающие себе жизнь с помощью говорящих часов, будильников, радиоприемников, тонометров и так далее и есть те, кто до сих пор ведет активный образ жизни. Большинство наших групоргов , которые приглашают членов организации на мероприятия, распространяют билеты, собирают заявки на технические средства реабилитации и разносят  технические средства реабилитации  по адресатам являются пожилыми людьми, половина бюро при нашей местной организации – люди за 60, много пожилых работает на специализированном заводе «Автофильтр», а совсем недавно к нам в организацию пришла вставать на учет активная женщина, которой уже 81 год, она является сейчас председателем совета ветеранов при второй городской больнице и у нас сразу влилась в деятельность, стала посещать собрания, выявлять  требующих внимания людей и вести с ними работу. 
Многие пожилые члены нашей организации активно посещают мероприятия библиотеки-центра, экскурсионные программы, концерты филармонии, театр, обучаются работе на компьютере с голосовой программой, участвуют в самодеятельности. Есть несколько человек, которые в первых рядах освоили сенсорный телефон и теперь разбираются в этом лучше, чем многие из нашей молодежи. Одна женщина в годах рассказала мне такой случай: «Выхожу я из дома, мусор вынести, а мусорки на месте и нет. Я тростью пощупала-пощупала – нет и все тут. Думаю, что делать теперь. Позвонила через skype дочке, включила видеосвязь и говорю, давай, смотри, где мусорка-то». Ну она мне и говорит, что правее перенесли метров на 20. Ну я пошла, и нашла».
Понятно, что физические возможности пожилого человека ниже, чем молодого, но это не значит, что их нет вообще. Просто, когда зрение пропадает, любой человек теряется, а пожилые люди, в связи с физическими особенностями, эмоционируют с большей силой, чем, например, человек среднего возраста, поэтому и в депрессивное настроение им уйти легче. 
И здесь опять-таки важны примеры. Познакомьтесь сами с каким-нибудь активным пожилым человеком с похожей проблемой, пообщайтесь с ним, расскажите об этом своему родственнику. Главное, чтобы Вы сами не были скептически настроены и не смирились с мыслью, что теперь Вашему близкому придется только доживать. В пожилом возрасте человеку необходимо, и, может быть, больше, чем раньше чувствовать себя нужным. Реализованными ощущают себя, безусловно, те пожилые, которые ухаживают за внуками, тем самым облегчая возможность работать своим детям. Обсудите с Вашим родственником возможность заняться общественной деятельностью, например, в обществе слепых. Возможно, его прежняя специальность или увлечение позволит вести какой-то кружок: по английскому языку, кулинарии, биссероплетению и так далее. Это можно делать не только в стенах организации, но и в голосовых чатах, вроде teamtalk и skype. Это также поможет реализовать потребность пожилого человека в передаче опыта, накопленного за жизнь. А, возможно Ваш родственник согласиться с тем, что ему нужно освоить компьютер и написать мемуары о своей жизни, а, может быть, серию небольших рассказов. У каждого человека в жизни было что-то интересное, о чем можно рассказать. Например, шестидесятитрехлетний Юрий начал писать повесть о том, как учился в школе: «Я стал публиковаться на сайте. Я всю жизнь к этому шел, но не знал, как. Случайно меня Света столкнула с человеком и мою вещь опубликовали. Потому что шел к этому всю жизнь. друзья начали шевелить, что кроме тебя это никто не сможет. если будет настроение, то буду писать потихонечку начинать. Еще просят про Крым написать».
Вообще, нужно заметить, что выражение себя в творчестве укрепляет самооценку и добавляет удовлетворенности жизнью в любом возрасте, просто в детстве обычно человек знакомиться с окружающим миром, осваивая его, обучается новым видам творчества, во взрослом возрасте – оттачивает навыки, совершенствуясь в выбранном направлении, а в старости передает следующим поколениям накопленный опыт. Но это статистика, из которой все же есть исключения. Бывает, что после потери зрения человек уже не может реализовываться и развиваться в том направлении, которое выбрал ранее, в другой жизненной ситуации. Тогда ему остается или доживать воспоминаниями о былом, или пробовать себя в новых видах и направлениях. Не знаю, как Вам, но мне больше нравится второй вариант. «Благодаря» заложенному в нас обществом стереотипу, что начинать новую деятельность можно только в детстве, а во взрослом возрасте нужно делать лишь то, что уже хорошо получается, мы лишаем себя возможности обрести в жизни новый интерес. 
Светлана до потери зрения работала медсестрой в рентгеновском кабинете. Сейчас ей 49. Она пишет книги, поет, а еще довольно известна как незрячий художник, который лепит свои картины из пластилина: «Хочу до людей донести свои мысли, как я вижу то или иное, потому что, когда люди смотрят картины, они всегда получают положительные моменты. От картин идет какой-то позитив и, когда они попадают в выставочный зал, библиотеки, например, выставка идет не месяц, а больше». 

 
Заключение

Вот Вы, уважаемый читатель, прочитали это пособие. Все ли Вам было здесь понятно? Какие мысли или примеры зацепили? Что бы Вы взяли себе на вооружение? С чем бы Вы не согласились. Мне бы очень хотелось, чтобы Вы задали себе эти вопросы, потому что, только анализируя мы можем превратить хаос, оставшийся после ознакомления с чем-то новым, в более-менее стройные мысли. Я бы порекомендовала прочитать это пособие как минимум еще раз, чтобы во второй выписывать зацепившие фразы, если, конечно, таковые имеются. При записывании плюс к зрительной начинает работать и двигательная память. Лучше выписывать не цитаты, а своими словами, чтобы еще и переработать материал внутри себя. 

А мне бы хотелось еще раз подчеркнуть несколько, как мне кажется, важных моментов. Во-первых, для Вас и для Вашего родственника очень важны примеры уже адаптировавшихся незрячих, которые есть и в нашем пособии. Правда, для соблюдения конфиденциальности, многие имена изменены и, поэтому, если Вы хотите пообщаться с этими людьми лично, Вам придется обращаться к нам в организацию. Обычно, людям хочется рассказывать о своих успехах, поэтому, думаю, что большинство наших героев не откажут Вам в беседе. Зачем это нужно? Для Вас, чтобы Вы поверили в возможности Вашего близкого человека, а для него – чтобы сначала освоить то, что могут другие, а потом придумать и свои приспособления к сложившейся ситуации.  Именно тогда, когда незрячий человек поймет, что в жизни еще можно найти интерес, развиваясь в подходящем ему направлении, именно тогда депрессивное настроение начнет потихоньку отступать, а удовлетворенность жизнью станет выше. 

Конечно, есть определенные закономерности поведения человека в сложной жизненной ситуации потери зрения, есть возрастные особенности, но и индивидуальные свойства личности сбрасывать со счетов не стоит. Вспомните вместе с Вашим родственником, чем он занимался до потери зрения и подумайте, что можно сделать для возвращения человека, может быть, не к этому, но к подобному образу жизни. Не случайно слово «реабилитация» означает восстановление». Люди разные и, если человек раньше был домоседом и любил читать, после потери зрения он навряд ли станет человеком публичной профессии – артистом, политиком и так далее, хотя в жизни бывает всякое. Обычно, если человек раньше любил литературу, то с освоением компьютера, телефона и плеера он может скачивать и слушать книги в аудиоформате, записаться в кружки любителей чтения. Если человек играл в компьютерные игры, сейчас для него будут доступны текстовые игры для ПК и сенсорного телефона; если хорошо готовил – может купить говорящую мультиварку или вести кулинарный кружок; если увлекался техникой – может настраивать или обучать других работать на устройствах с речевым выводом. 

И еще, одновременно эмоционировать и мыслить логически человек не в состоянии, поэтому, не углубляйтесь в свои чувства, будь то жалость к себе или незрячему, обиду, разочарование. Конечно, полностью отказаться от своих чувств мы не можем. Виктор Франкл говорил: «Человек может себя любить, еще проще – себя ненавидеть, но забыть про себя очень сложно». Поэтому, когда Вам захочется поэмоционировать, вспомните, что рядом с Вами находится Ваш близкий человек, которому выпало непростое испытание в этой жизни и подумайте, что Вы можете сделать, чтобы сделать его день лучше.
 


Список литературы:

1.    Анциферова Л. И. «Развитие личности и проблемы геронтопсихологии»
2.    Выгодский Л. С. «Педагогическая психология»
3.    Денискина В. З. «Нарушение в развитии детей, вызванное патологией зрения». Вебинар
4.    Крайг. Д.«Психология развития»
5.    Обухова  Л. Ф. «Психология развития»
6.    Попова М. С. «Жизненные стратегии лиц с визуальным ограничением»
7.    Попова М. С. «Совладающее поведение поздноослепших»
8.    Солдатова Е. Л. «Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости»
9.    Франкл В. «Теория и терапия неврозов»
10.    Эльконин Д. Б. «Введение в психологию развития»
11.    Эриксон Э. «8 стадий человеческой жизни»


 

Просмотров: 258 | Добавил: vos44
Всего комментариев: 0
avatar

Новые проекты

 Проекты

Скачать пособие

 Скачать аудиопособие «На пути к адаптации без зрения»

Читаем вместе

Читаем вместе

Виртуальный музей

Виртуальный музей