1 июня меня, председателя Костромской местной организации ВОС М.С. Попову, пригласили на встречу со студентами-программистами архитектурного техникума г. Костромы. Часть студентов учебного заведения уже побывала у нас в организации на интеграционной программе «Кубок веры» и познакомилась с нашей деятельностью. Студенты, с которыми была организована встреча сегодня, познакомились с пособием «Хорошо, когда с незрячим рядом близкий человек» для родственников наших новоприбывших членов организации. Это пособие мы выпустили, благодаря одноименному проекту, реализованному вместе с Костромской региональной организацией ВОС. Этому пособию и была посвящена сегодняшняя встреча, которую мы проводили вместе с участником проекта, преподавателем архитектурного техникума Анастасией Аркадьевной Лебедевой.
Сначала я спросила студентов, знают ли они что-то о деятельности Всероссийского общества слепых, для какой категории населения работает и по каким направлениям. После краткого экскурса в деятельность и историю общества слепых, мы с учащимися вернулись к пособию для родственников «Хорошо, когда с незрячим рядом близкий человек» и стали, с точки зрения теории коммуникации Э. Берна, рассматривать случаи, представленные в пособии.
Эрик Берн выяснил, что человек, в зависимости от ситуации, бывает в одном из трех эгосостояний и назвал он их: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». «Ребенок» - это эмоциональное начало в человеке, в это состояние мы входим, когда чем-то восхищаемся или что-то творим, в прямом и переносном смысле этого слова. «Ребенок» больше определяется желаниями человека или его капризами, чем словом «надо» или логическими размышлениями. В эгосостоянии «Родитель» человек как раз ориентируется на морально-нравственные принципы, знает, кто что должен делать, а кто чего не должен, положительно или отрицательно оценивает людей и события. Состояние «Взрослый» определяют аргументы и факты, логические размышления и спокойное реагирование на происходящие события.
А. А. Лебедева зачитывала группе ситуации, представленные в пособии, и мы пытались определить, какой человек из какого своего эгосостояния поступал именно так, как поступал, и почему не мог сделать иначе. Например, мы разбирали случай, довольно стандартный для нашей организации ВОС, когда пришел поздноослепший мужчина в сопровождении своей жены, и его жена буквально затолкнула мужчину в наш кабинет, не заботясь о том, на какие предметы он мог наткнуться. Таким образом, зная, как надо для мужа заранее, без учета его мнения, жена сразу встала в состояние «Родителя», а муж – автоматически в состояние «Ребенка», погрузившись в свои эмоции стыда, обиды, раздражения, а, как известно, когда включаются эмоции, логика выключается. И, как можно предположить, в это состояние он вошел далеко до нашего кабинета. Скорее всего, негативные эмоции инвалид по зрению начал испытывать уже от собственной квартиры, а потом в транспорте и на улице, поскольку, если сопровождающий не думает об удобствах незрячего у нас в кабинете, нечего от него ждать и в других местах.
Дальше мы попытались разобрать, как бы вел себя каждый из героев ситуации, если бы он был в эгосостоянии «Взрослый», опираясь на логику и имеющиеся факты. В вышеприведенном случае сопровождающий мог бы подумать о том, что незрячий человек не может сориентироваться в незнакомом помещении, поскольку просто не видит. Рассказать ему, что находится перед кабинетом, в кабинете, что стулья располагаются сразу справа после двери, подвести его к стульям и дать ощупать рукой или тактильной тростью. А инвалид по зрению, заранее поняв, что в кабинете сразу он не сориентируется, мог бы встать у входа, сказать: «Подождите, а где здесь можно сесть?», дождаться ответа сопровождающего или нашего, и уже после этого начинать беседу в спокойном эмоциональном состоянии.
Мы со студентами разобрали еще несколько случаев, попробовали поставить себя на место героев представленных сюжетов и подумать, как бы мы вели себя в этой ситуации, а какой бы был оптимальный вариант поведения. Многие признали, что сразу сориентироваться в стрессовой ситуации сложно, но потом, все прокрутив в голове и обдумав, можно выбрать самый удачный способ поведения и воспользоваться им в следующий раз. Так же студенты отметили, что, когда пытаешься поставить себя на место человека, попавшего в сложное положение, по внешнему виду, поведению, тембру голоса считывать его эмоциональное состояние, лучше вникаешь в ситуацию, и этот навык, именуемый сейчас «эмоциональным интеллектом», вполне может пригодиться в жизни.
М.С. Попова, председатель Костромской МО ВОС
Фото: А.А. Лебедева, волонтер Костромской МО ВОС |