Костромская региональная общественная организация ВОС

Четверг, 28.03.2024, 20:21

г. Кострома, ул. Ленина, д. 100 «А» (на карте), тел/факс: 7 (4942) 55-24-13, тел: 7 (4942) 55-14-62, e-mail: roovos@mail.ru

Главная » 2021 » Февраль » 2 » Пособие «Хорошо, когда с незрячим рядом близкий человек...». Введение. Глава 1. Понимание ситуации
16:31
Пособие «Хорошо, когда с незрячим рядом близкий человек...». Введение. Глава 1. Понимание ситуации

Введение

Если это пособие попало к Вам в руки, уважаемый наш читатель, скорее всего, проблема ухудшения или потери зрения коснулась Вашего близкого человека. Здесь Вы сможете прочитать о том, как помочь ему сориентироваться в новых жизненных условиях, а также лучше понять состояние получивших зрительное ограничение людей, узнаете об основных ошибках, допускающихся родственниками по отношению к инвалиду по зрению, о возрастных особенностях развития и вариантах поддержки, в связи с этими особенностями.
Осветить и представить более наглядно вопросы пространственного и бытового ориентирования, технических средств, помогающих расширить возможности незрячего человека, реализации в профессии и проведение досуга помогут видеоролики, диск с которыми прилагается к этому пособию.  
При создании пособия я опиралась на свой жизненный опыт, рассматривая вопрос адаптации незрячих людей с нескольких сторон – как председателя Костромской местной организации Всероссийского общества слепых, который   работает с инвалидами по зрению с разным остатком и разного возраста, как психолога, изучающего вопрос совладающего поведения и жизненных стратегий лиц с визуальным ограничением и изнутри, как человека, потерявшего зрение в 19 лет. Также я собрала мнение 81 человек, инвалидов по зрению I и II группы, их родственников и друзей.      
 С чего хотелось бы начать: если вы готовы поддерживать своего друга, родственника или просто близкого человека в тяжелой ситуации потери зрения, то для начала Вам нужно:
1. Сместить курсор с собственных чувств – разочарования, жалости, сожаления – на выбор вариантов выхода из сложной ситуации. Да, это вообще не просто не думать о своих чувствах и переживаниях, не углубляться в них, потому что мы так устроены, что ощущаем в полной мере только себя. Я не говорю, что от этих чувств нужно полностью отказаться. Это, наверное, и невозможно, но окунаться в них с головой, совсем не продуктивно и ситуация таким образом не то, что не решиться, а даже не сдвинется в нужном направлении;
2. Человек, потерявший зрение находится сначала, и это начало может быть довольно длительным, в состоянии растерянности, потому что мир теперь приходится воспринимать непривычным образом и на это переключение уходит определенное количество времени. При этом состоянии человек может вести себя не так, как раньше, потому что хронический стресс от осознания того, что зрение, от которого он получал более 70% информации, больше ему не помогает, или помогает в меньшей степени и ситуационные стрессы дают о себе знать и заставляют воспринимать происходящее не слишком ясно;
3. Даже несмотря на растерянность, человек, потерявший зрение, все еще продолжает оставаться человеком, который все-таки является субъектом собственной жизни, то есть способен выстраивать свою жизнь в соответствии со своими желаниями и потребностями, просто для этого ему нужно для начала успокоиться, принять ситуацию и начать подбирать вспомогательные средства, с помощью которых он сможет значительно увеличить свою самостоятельность и расширить возможности;
4. И самый сложный момент – о том, что он еще способен принимать решения в состоянии растерянности потерявший зрение забывает и напомнить ему об этом придется Вам, уважаемые родственники, рассказывать, может быть, каждый день за совместным ужином, что и в таком состоянии люди живут, работают, отдыхают, заводят друзей, находят интересные дела и продолжают радоваться жизни. И это нужно делать не абстрактно, а вооружившись примерами из жизни, что и поможет сделать наше пособие;
Зачем Вам это? Не лучше ли просто всю жизнь делать все за него и Ваш долг родственника будет выполнен. С одной стороны – да – таким образом Вы обеспечите Вашему близкому человеку комфортное физическое существование, но душевная боль его никуда не уйдет, ведь только понимая свою значимость в этой жизни и ощущая свою возможность влиять на ход ее событий человек может быть счастлив.
На самом деле, гораздо приятнее видеть рядом с собой или приходя с работы домой не унылого, раздраженного, неопрятного человека, считающего Вас или окружающих причиной своего несчастья, а увлеченного интересным делом, а, может быть приходящего с работы или учебы родственника, или друга, желающего поделиться с вами за ужином своими новостями.
 
Глава 1. Понимание ситуации

Прежде чем рассказывать о вариантах поддержки, мне бы хотелось обратиться к вопросу понимания ситуации, потому что без понимания помощь может быть оказана только исключительно механически, то есть по инструкции, не обдуманно и таким образом человек, не имеющий зрения начинает восприниматься лишь как объект для помощи не более того, чувствуя себя как беспомощный предмет, с которым совершаются некие манипуляции, якобы, для его же блага. И только лишь начиная сознавать, мы можем войти в положение человека и, в отличие от него, не находясь в состоянии стресса, начать разрабатывать индивидуальный план его поддержки и совместного выхода из сложной ситуации.

Кому труднее?

Наверное, спорный вопрос, кто находится в более сложном положении: те, кто родился без зрения или у кого оно пропало в раннем возрасте или те, кто потерял зрение уже после совершеннолетия и старше. Если человек без зрения рождается, то весь мир для него — это лишь звуки, запахи и тактильные ощущения. У него не формируется зрительных представлений, а также представлений о том, чего нельзя услышать или пощупать, а ведь в нашем визуально ориентированном мире очень много того, чего не объяснить на словах, например, это цвета, многие явления природы, такие как звезды, море, небо и так далее. Трудно объяснить и особенности архитектурных построек и других явлений культуры, которые нельзя прощупать руками. Без представления пространства очень сложно в нем ориентироваться, отсюда зажатость людей в движении и неуверенность в перемещении.
С другой стороны, постоянный стресс поздноослепших, их сожаления о потере былого положения в обществе и самодостаточности, подкрепляемое практически каждым шагом, убивает всякое желание развиваться в жизни. Имея в голове карту района или города, у них нет желания прогуляться по улице, потому что они сразу столкнуться со сложностью соединить тактильные и звуковые ориентиры со зрительной памятью. Да и сначала самостоятельное ориентирование кажется им невозможным. Максим, потерявший зрение в 34 года отмечал: «Вот сейчас хожу, совсем слепой, а год назад видел, хотя тогда считал, что это не зрение, но оно было лучше, чем сейчас, и не ходил. Не хотелось».
Эту мысль подкрепляют все окружающие, начиная от родственников до случайных знакомых, не имеющих проблем со зрением, ведь они-сами-то не представляют, как бы они ориентировались, а значит и никто другой это сделать не сможет, хотя примеров хорошо ориентирующихся незрячих вполне достаточно.

3 этапа на пути к адаптации

Потерявший зрение во взрослом возрасте человек на пути к адаптации проходит несколько этапов.
На первом, непринятии, он не может поверить в происходящее, пытается найти средство для возвращения зрения начиная от традиционной медицины до знахарок и различных экспериментальных нововведений.
Алексей, 55 лет рассказывал: «Пробовал лечиться стволовыми клетками в Москве, а потом поехал в Израиль, где мне посоветовали сделать операцию в Китае. Там брали жидкость из спинного мозга и стволовые клетки из этой жидкости вводили в глаз».
 На данный момент человек уже 6 лет ждет улучшения зрения, а в результате лечения из осязаемых результатов получил большой кредит и проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
Попытки убедить человека в бесполезности его усилий практически всегда вызывают только лишь агрессию с его стороны, поэтому на данном этапе не стоит разубеждать человека в его правоте. Можно лишь говорить о том, что овладение навыками ориентирования и самообслуживания еще никому не мешали, да и с помощью технических средств, таких как компьютер и телефон, он сможет лучше ориентироваться в информации.
Когда человек все-таки начинает потихоньку осознавать бесполезность своих попыток вернуть зрение, наступает второй и самый сложный этап – фрустрации. Картина реальности с его точки зрения такова: положение в обществе, возможность полноценной жизни и приятного времяпрепровождения с друзьями навсегда потеряны. Больше не будет того, что раньше. Осталось только сидеть в четырех стенах, плохо даже соображая, как налить себе чашку чая и ждать, пока родственники смогут куда-то сопроводить. От этих мыслей руки опускаются, пропадает всякое желание двигаться дальше. Плюс человек постоянно раздражен, поскольку не получается даже то, что раньше давалось легко. Без зрительного контроля можно долго искать ложку на столе, потерянную вещь, трудно ровно пройти в дверной проем, наизнанку одетой оказывается футболка или разного цвета носки. Эти бытовые повседневные трудности, а еще мысль о том, что у окружающих ничего не случилось, а ты стал инвалидом, дают постоянное раздражение. Именно из-за этого раздражения летят обвинения в сторону родственников в том, что они недостаточно внимательны. 
Также присутствует и момент отрицания своей инвалидности, но не напрямую, а нежелание использовать атрибуты инвалида по зрению и как самый яркий – тактильную трость, без которой самостоятельно продвигаться в пространстве достаточно сложно, тем более без сложенного навыка. 
Вот случай из практики: к нам в местную организацию совсем недавно пришел человек, уже немолодой, зрение у которого пропало 3 года назад.   Открылась дверь, и его жена пропустила его вперед.  Стулья для посетителей у нас стоят сразу справа от входа, но он, не зная расположения предметов в кабинете начал проходить вглубь кабинета, при этом наткнувшись на мой стул. Следом за ним сразу зашла жена и начала спрашивать, куда же его можно все-таки посадить, комментируя, что он совсем ничего не видит, а трости не любит.
На самом деле, это довольно стандартная ситуация. Давайте теперь попробуем немножко пофантазировать и представить, что ощущал этот человек, оказавшись в неловкой ситуации. Открыв дверь, он сразу понял, что попал в незнакомое помещение и не знает, куда идти дальше.  Если вам представить сложно, то вспомните, как вы чувствовали себя в гостях, где не очень хорошо помните расположение предметов при том, как внезапно выключили свет. Дальше, когда жена протолкнула этого мужчину вперед, он перешагнул через состояние страха и ринулся вперед, естественно, что возможности подумать, у него не было, потому, что он уже начал нервничать, а, когда включаются эмоции, обычно отключается логика. Сориентироваться у него не получилось и нахлынули чувства начиная от раздражения, стыда, что он попал в неловкую ситуацию до очередного разочарования в себе.  
Таким образом, чтобы не испытывать всю гамму негативных чувств в следующий раз, этот человек навряд ли захочет проявлять самостоятельность, а будет ждать, пока окружающие его переставят с одного места на другое.
А в идеале все могло бы быть по-другому, если бы человек зашел после своего сопровождающего, на полшага от нее отставая, при этом она бы ему прокомментировала, что стулья находятся справа от него. Он бы мог ощупать их или рукой, или тактильной тростью, сложить в голове картинку и спокойно сесть
И такие неприятности каждый день и не по одному разу преследуют недавно ослепшего человека везде, особенно на незнакомой территории и вызывают раздражение и разочарование, а иногда и страх, которые потом удачно выливаются на окружающих, чаще всего на близких. И человек постепенно начинает отказываться от выхода на улицу без особой надобности, от общения с друзьями, от самостоятельных действий и оказывается один на один с проблемой. Очень часто бывает, что своим поведением, да и напрямую словами, человек в такой момент отталкивает от себя знакомых и родственников. Понятно, что находится рядом с человеком, у которого внутри одна боль и разочарование довольно сложно, тем более, когда начинаешь обдумывать, что ты так много для него делаешь, отказывая себе в чем-то, а он вот такой неблагодарный. Да, благодарности здесь ждать не приходится, и Ваша попытка ее добиться вызывает лишь обострение его комплекса неполноценности с вытекающей отсюда агрессией в вашу сторону. Самое плохое, что длиться этот этап может от полугода до десятилетий. Но в этом состоянии человеку нужно дать возможность побыть, чтобы прожить негативные эмоции и в последствии отпустить, потому что, если человек себя перебарывает и быстро бросает депрессовать, вся боль и горечь уходит вглубь и мешает жить, вплоть до образования психосоматических заболеваний, например болезни сердца, желудка и т. Д. Но позволить побыть в этом состоянии – это не значит оставить человека один на один с собой и своими переживаниями, а просто относиться к нему мягче, понимая сильные негативные переживания и некоторые неадекватные моменты поведения, например, раздражительность на пустом месте . 
Выходить человек из этого состояния может начать, только если постепенно станет нарабатывать навыки самообслуживания, используя при этом технические средства. Чаще всего, человеку проще начать с освоения озвученного сенсорного телефона и компьютера, потому что они не связаны с образом инвалида и этими вещами пользуются большинство окружающих. Конечно, при этом он стесняется уже не аппарата, а использование на нем голосовой программы и лишний раз не включает, например, телефон с речевым выводом на людях.
Тактильной тростью поздноослепший начинает пользоваться, как правило, только при острой необходимости, например, когда окружающие отказываются ему помогать или он теряет близких и остается один. Проще незрячему начать осваивать трость, если он познакомиться с кем-то, кто активно пользуется, тростью и при этом располагает поздно ослепшего к себе. 
Поэтому, уважаемые родственники, самое первое, что вы можете сделать для того, чтобы ваш близкий захотел осваиваться в жизни – это найти незрячего человека, владеющего навыками самообслуживания и при этом умеющего установить контакт с вашим родственником.  Такого человека вы сможете найти либо в обществе слепых своего города, либо в реабилитационных центрах, в которые направляет общество слепых вашего региона. 
Основы ориентирования с тактильной тростью вы сможете узнать из нашего видеоролика, который будет приложен к этому пособию. Помочь озвучить компьютер или телефон Вашему родственнику сможете и Вы, потому что это не специализированные телефоны или компьютеры, а самые обычные. В сенсорных телефонах достаточно включить программу озвучки Войсовер для айфона и talkbac для андроида и освоить основные жесты: двойное нажатие на ярлык вместо одинарного, которым незрячий открывает то, что ему нужно на телефоне или подтверждает команды, или перелистывание слева направо, чтобы передвигаться по ярлыкам и пунктам меню. С этим вы также сможете познакомиться, посмотрев наши видеоролики.
Вот это три основных средства реабилитации, которые расширяют возможности незрячего человека в современном мире. Также инвалиды по зрению нашей организации активно пользуются говорящими часами, будильниками, тонометрами, термометрами.  Люди, незнающие точечный шрифт Брайля, на котором пишут и читают рано ослепшие, не умея работать с компьютером или телефоном с речевым выводом, придумали записывать нужную информацию на диктофон, используя его как звуковую записную книжку. 
Этап адаптации будет уже длиться всю жизнь. Принятие ситуации, как ни странно происходит именно тогда, когда человек чувствует, что начинают расширяться его возможности, а это в свою очередь случается после начинания выработки навыков и освоения технических средств. Поэтому, если вы хотите, чтобы раздражение вашего близкого начало постепенно спадать, способствуйте освоению вашим родственником техники, предварительно поискав для него людей, которые могут поделиться с ним своим опытом, желательно сходным с его ситуацией. 
Особенности адаптации

 Если человек не видит с детства, он сразу начинает ориентироваться на ощущения и звуки, ему не нужно переходить на другой канал восприятия и от этого жизнь более стабильна. Родители такого ребенка сразу знают, что есть специализированные садики, школы, какие профессии будут для него доступны и на какую работу он может рассчитывать. Сложности начинаются, в основном, когда родители ребенка-инвалида, не понимая, что у него нет только зрения, а все другие органы работают, начинают все делать за него, тем самым препятствуя формированию навыков ориентирования и самообслуживания. Около года назад ко мне в кабинет зашла пожилая женщина, которая вела своего сына- инвалида. Они должны были получать у нас радиоприемник. Мало того, что сын одет был как ребенок лет от силы 12-ти, хотя ему уже было за 40, она постоянно повторяла, что он «ничего не понимает, раз не видит» и приемник им не нужен, поскольку уж если она не в силах с ним разобраться, в смысле с приемником, то сын тем более не сможет. На фоне ее пламенной речи я показала сыну как включать приемник и искать нужную волну. Он быстро все освоил, и они стали выходить. При этом мать все время повторяла, что с приемником будут только лишние сложности, так как никто в нем ничего не понимает. 
В связи с недооценкой возможностей родственниками у таких людей, как правило идет атрофия навыка принятия решений и от сумбура в голове, от уверенности в том, что ничего не понимают в этой жизни и не могут ничего сами решить, чувствуют себя зажато и потерянно. Также, часто у инвалидов с детства, и не обязательно по зрению, формируется позиция «мне все должны», которая выражается в требовании к себе повышенного внимания, особенной льготной позиции и бесплатных услуг, положенных по закону или неположенных.
Когда ребенок не адаптируется к окружающему миру, взрослому приходится посветить уходу за ним большую часть своей жизни. Это ведет за собой отказ от работы, отсутствие хобби и друзей. Наверное, это оправдано, когда ребенок действительно, по своим физическим возможностям, не в состоянии себя обслуживать, но абсолютно нелогично, когда навыки самообслуживания развить можно. Таким образом получается заколдованный круг: родственник делает своим смыслом жизни уход за незрячим и, бывает, не хочет осознавать, что, может быть, ухаживать-то за ним и не придется, если родственник приложит усилия и поможет в адаптации. Здесь включается сопротивление родственника, потому что тогда у него пропадет смысл жизни и нужно будет искать новый, потому что изменится статус, чего мы так боимся, с ухаживающего за инвалидом на пока непонятный, упадет значимость в своих глазах и глазах окружающих. Да как же я буду, когда ее в школу-интернат отправлю?  – заявила учителю своей обучающейся на дому незрячей двенадцатилетней дочери одна такая мамочка, - Я же все наглядные пособия для нее делала по биологии, географии, химии, своими руками. И зачем оно все тогда будет?»
Как мы видим из примера, произошел сдвиг мотива на цель, то есть приспособления, сделанные матерью, должны были просто помочь девочке усвоить нужный материал, а не стать причиной для того, чтобы не поступать в школу-интернат и тем более не для того, чтобы добавить смысл жизни мамы.
Такое смещение может происходить и в семье поздно ослепшего человека, когда он долго находится в состоянии зрительной депривации и родственник посвящает себя уходу за ним. 
Как я уже писала ранее, адаптация к ситуации отсутствия зрения входит в развитие человека и продолжается всю жизнь. Отсюда следует основное различие между рано и поздно ослепшими: чем раньше человек потерял зрение, тем больше времени у него на адаптацию и тем больше у него шансов расширить свои возможности, но, к сожалению, этим шансом пользуются далеко не все. Поздноослепшим людям мешает постоянное хроническое стрессовое состояние, мысль о том, что прошлое, уже не вернется. И вытащить их из этого состояния может только насыщенная жизнь в настоящем моменте. 
Я надеюсь, ситуация изнутри вам стала более понятна, чем было до прочтения этой главы.  Понимание ситуации, на мой взгляд, нужно для того, чтобы избежать многих постоянно совершающихся окружающими ошибок, основные из которых постараюсь изложить в следующей главе.
 
 

Просмотров: 610 | Добавил: vos44
Всего комментариев: 0
avatar

Новые проекты

 Проекты

Скачать пособие

Скачать аудиопособие

Читаем вместе

Читаем вместе

Виртуальный музей

Виртуальный музей