Вернувшись домой после того, как сдала государственный экзамен по специальности, в этом году я завершила свое обучение в магистратуре по курсу «психология», отключила все телефоны и думала немного отдохнуть. Но тут случайным образом мой выключенный телефон сработал. Подняв трубку, услышала голос Ирины Владимировны, работника нашей библиотеки-центра инвалидов по зрению. Она сказала, что мне не может дозвониться наша Костромская местная организация ВОС, и у них для меня интересное предложение. Предложение и, правда, было очень интересным - поучиться проектной деятельности в «Школе лидеров» Курской региональной организации ВОС. Единственно, что меня тревожило: ехать очень далеко, с пересадкой в Москве и одной. Я подумала, что лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть, и в итоге сделала и не пожалела, тем более, что напарник по поездке тоже нашелся. Это был активист из Шарьинской местной организации ВОС Иван Подрядчиков.
С самого начала, ознакомившись с программой, я поняла, что будет интересно, но прохождение программы на месте превзошло все ожидания. Разнообразные формы работы (лекции, тренинги, семинары, квесты), возможность познакомиться и обменяться опытом с представителями других регионов, пообщаться по поводу проектирования и проведения мероприятий с самими организаторами; дали не только теоретические знания, но и позволили отработать навык в деятельности. Программа была очень насыщенна, работали до девяти вечера: слушали лекции по лидерству, про имидж, фандрайзинг, стресс, а также познакомились с психогеометрией, которая, на мой взгляд, несколько близка с соционикой или знаками зодиака. Для начала нужно выбрать понравившуюся геометрическую фигуру (треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, круг или зигзаг) и можно было познакомиться с характеристиками, свойственными людям, эту фигуру выбравшим. Квест был тесно связан с театральной деятельностью, то есть основные задания были направлены на отработку навыков театрального мастерства: из двух сказок сочинить одну и показать ее на сцене, записать по ролям пьесу на аудионоситель, придумать сказку группой по заданной фразе, показать пантомиму на заданную песню. Также были головоломки и викторины, связанные со сценической деятельностью, ведь этот год – это Год театра. Отдельный день был посвящен проектной деятельности: были лекции, семинары, а также своей группой (все приехавшие были поделены на четыре группы) писали проект и представляли его комиссии, состоящей из организаторов и других участников. Самым живым и запоминающимся был тренинг Даны Мерзляковой, специалиста Культурно-спортивного и реабилитационного комплекса ВОС, которая отрабатывала с участниками навык самопредставления и публичных выступлений. Была и экскурсия по городу Курску, включившая краеведческий музей и находящийся рядом с ним собор, а также концерты коллективов курского музыкального училища, игры «Что? Где? Когда?» и «Угадай мелодию», не обошлось и без дискотеки, на которой участники могли поделиться своим творчеством. После вечерней рефлексии, где каждый мог анонимно рассказать о своих впечатлениях от прошедшего дня, с помощью волонтеров, написав его на листках разных цветов, мы каждый день собирались пообщаться, попить чайку, обменяться опытом наших организаций, обсудить интересующую литературу.
В общем, впечатлений было море и не только у меня. Школа лидеров оказалась по душе и моему напарнику из Шарьи Ивану Подрядчикову:
«Когда узнал про «Школу лидеров» в Курске, сразу решил туда поехать, так как был в прошлом году у них на форуме «Шаг навстречу»», тем более не пришлось ехать одному. Организаторы ответственно подошли к своей работе: нас встретили на перроне, привезли и накормили. Все проходило в живописном месте – в реабилитационном центре Преподобного Феодосия Печерского. Очень хотелось увидеться с друзьями, которых приобрел в прошлом году на форуме. Понравилось абсолютно все. Нечего сказать: люди проводят мероприятия подобного формата каждый год и каждый раз можно для себя вынести что-то новое. Запомнилось упражнение из тренинга Даны Мерзляковой, где надо было вытянуть бумажки с двумя словами. Мне попались слова «тостер» и «экстраполяция», значение которого я не знал. Надо было за 30 секунд составить маленький рассказ, и чем чаще звучали эти слова, тем лучше. А в первый вечер знакомств нам предложили игру «Гномы-великаны», где мы тянули бумажки с именами и фамилиями участников. Кого вытянули – тот ваш великан, и вы должны были дарить ему подарки (конфеты, записочки, можно было дверь перед ним открыть, что угодно), но так, чтоб он не знал. Мне, например, каждое утро приносили бутерброды, яблоки, пиццу и тому подобное. Одной из участниц гном подарил снеговика. Подарки передавались через организаторов или самих участников. Благодаря этой игре люди знакомились, так как всех изначально распределили по группам, и участники мало знали друг друга. В общем, помимо основной части, люди не скучали, проявляли креативность, думали, как удивить своего Гулливера. Все семь дней нас сопровождали волонтеры из Курского медицинского университета факультета социальной работы. Один из них доехал с нами до вокзала г. Курска в день выезда и передал службе сопровождения. Когда приехали на Курский вокзал в Москве, между прибытием и отправкой поездов времени еще было много, да и погода выдалась замечательная, мы отправились на прогулку по Садовому кольцу».
Прогулка по Москве и у меня оставила только положительные впечатления, хотя пересадки в многолюдной и скоростной столице нашей родины я первоначально боялась.
Надеюсь, что волна активности, которую запустила «Школа лидеров НКО» иссякнет не скоро, и на базе полученных знаний, объединившись с представителями актива ВОС разных городов, мы будем изобретать новые формы работы для саморазвития и самореализации нашей молодежи, как уже включенной в деятельность ВОС, так и еще не задействованной.
Мария Попова |