Гусли – это древний и загадочный инструмент. Его история уходит вглубь веков. С этим инструментом связано очень много легенд, также упоминания о нем встречаются в древних летописях и сказаниях. О гуслях нам расскажет член Костромской МО ВОС Анастасия Селиверстова. Маленький остаток зрения и проблемы с опорно-двигательным аппаратом не помешали ей окончить исторический факультет Костромского Государственного университета и углубиться в изучение культуры древних славян, для которых гусли были одним из основных инструментов для исполнения сакральных песен.
Настя, как тебе пришла идея изучить гусли? Эта идея зародилась у меня, очень давно. Я уже лет пятнадцать увлекаюсь славянской культурой и, по началу, для меня это была мечта какая-то несбыточная, хотя бы раз увидеть гусли, попробовать, как они звучат, ну и я, конечно, погрузилась в самые дебри славянской культуры. Об этом знали все мои друзья. И вот, на прошлый день рождения подарили мне гусли, что для меня конечно, было просто чем-то невероятным.
В древней Руси мелодия гуслей привлекала к себе внимание как странствующих музыкантов, так и знатных людей, которые приглашали гусляров практически на каждое празднество. Настя придерживается точки зрения Светланы Васильевны Жарниковой, ученого-этнографа, которая считает, что название этого инструмента может стать связующим звеном между славянской культурой, древними ведами и санскритом.
А не могла бы ты рассказать что-нибудь из истории этого древнего инструмента? Во-первых, само название инструмента «гусли» созвучно со словом гусь. Отсюда связь инструмента с водоплавающей птицей – гусь, лебедь, утка. В древней мифологии, ведической мифологии, этим водоплавающим птицам придавалось огромное значение. Образ водоплавающей птицы связывался с небом, светом, огнем, с солнцем, с воплощением творца и вселенной. В мифологии многих народов мира можно найти историю о том, как вселенская птица снесла яйцо, то есть нашу вселенную. На санскрите слово «хамса» – это гусь, лебедь, душа, познавшая высшую истину, познавшая высший дух, свет, огонь, это сакральный музыкальный ритм и это же музыка вселенной. Гусли были изначально предназначены для исполнения сакральных текстов, то есть духовных гимнов, а также былин. Былины, кстати, раньше назывались «старинки». Когда исполнялись эти тексты, в них рассказывалось о том, как появилась наша вселенная, откуда мы пришли, о богах, о нашей древней истории. Когда на Русь пришла христианская религия, где был один Бог, где не присутствовало понятие реинкарнации и иных представлений о создании мира, например о птицах, которые снесли яйцо- вселенную, наблюдается гонение на гусли, причем очень много. Например, Светлана Васильевна Жарникова, как ученый, имеющий доступ к древним, архивным материалам, нашла следующие факты: в двенадцатом веке проповедник Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем, кто «ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки». Опять же сказки – это история не выдуманная – это сказание как раз о древности. Потом в шестнадцатом веке на исповеди задавался вопрос: «Ни пел ли яси песней бесовских, ни играл ли яси в гусли?» Потом во Пскове Игумен Памфил ругал мирян за то, что они во время купальской ночи: «Играли в бубны, и сопели и гудением струнным». А при Алексее Михайловиче Романове - это середина семнадцатого века, - гусли отнимались у населения и сжигались возами. Насчет того, что не играли в гусли, а гудели, тоже тут есть связь северо-русских диалектов с санскритом. Например, на санскрите гу – звучать, а у нас есть слова ни гука – ни звука, не гунуть. И еще гу – это на санскрите – идти, а у нас в русском языке мы можем гулять свадьбу, гулять праздник. Потом еще в «Слове о полку Игореве» тоже связывается образ лебеди и игры на гуслях вещего Баяна, который проводит пальцами по струнам гуслей «как по нитям основ и уток, творя ткань эпической песни», т е струны еще ассоциировались или связывались, сравнивались с нитями, из которых ткется вселенная, гармония космоса, причем космос имеется в виду не только пространство огромное с планетами, есть еще микрокосмос, т е то, что нас окружает. Гусли Насти называются крыловидными, по форме инструмента, что также указывает на их связь с птицей. По форме гуслей много, а вида всего два: крыловидные и шлемовидные. Это не первый инструмент, на котором, по словам Анастасии, она «поигрывает»: до этого были гитара, синтезатор и губная гармошка. Поэтому гусли Настя освоила довольно легко. Оказалось, что тяга к музыке, передалась Насте по наследству: ее отец очень хорошо играл на домре и гитаре.
Ты сама гусли осваивала? Ну, все относительно, потому что в интернете очень много всяких видеоуроков. Ну я посмотрела парочку-троечку, поняла принцип игры, а дальше уже сама. Мой приятель, который тоже осваивал гусли, брал уроки у одного гуслиста, кстати, правильно называть не гусляр, а гусельник или гуслист, причем – это музыкант, который делал мои гусли тоже. Есть такой Максим Гавриленко. Все музыканты, которые играют на гуслях, сами этот инструмент и делают. В отличие от гитары, гусли не делаются массово. Каждый инструмент уникален и не похож на другой. Они все разные, очень много видов гуслей делается. Я уже не одного человека знаю, кто делает гусли и играет на них.
Помимо разученных Настей тридцати чужих песен, у нее есть и авторские композиции.
А какие произведения ты исполняешь на гуслях? Ещё один факт, который подстегнул меня поскорее подобрать побольше песен - это то, что почти год назад меня попросили в одной студии детской рассказать про русские народные сказки. Как раз про ведический исток русских сказок. У меня уже были гусли, и для этих вот занятий я подумала, что надо разучить какие-то песенки, чтобы в тему было. Я начала разучивать песни. Сначала искала русские народные, причем не те, которые мы знаем – «Ой, мороз, мороз…» Они, конечно, русские народные, но очень недавно сочинены, судя по тексту. Есть еще песни, более древние и сакральные, более глубокие по смыслу, очень образные русские народные песни. Потом песни на стихи поэтов, на стихи, допустим, Есенина – «Хороша была Танюша», или на стихи Гумилева. В основном, это песни, которые я сама сначала слушала в исполнении разных музыкальных групп, певцов, а потом уже подбирала. Есть у меня на сегодняшний день уже две совсем авторские песни, то есть и слова и аккомпанемент свои, две песенки на стихи поэтов. Одна песня на стихи Елены Салмовой – это костромская поэтесса. Она мне недавно подарила книжку. Я так листала, листала, открыла – раз, прочитала. Все, на это стихотворение надо песню делать.
Настя, как ты думаешь, как сложится судьба гуслей в будущем? Будет ли ими интересоваться нынешнее поколение? Могу сказать, что сейчас этот инструмент все больше и больше приобретает популярность, судя по тому, сколько я уже видела фотографий и видео даже с гуслями и сколько сайтов с гуслями, музыкальных групп. Все-таки все новое – это хорошо забытое старое, так что, я думаю, этот инструмент не уйдет в небытие совсем. Сейчас вообще большой интерес проявляется к прошлому. Это, может быть, потому что сейчас появилось больше информации, в отличие от советского времени. Все-таки в информационный век, очень много можно узнать, найти, изучить. Анастасия не только увлечена историей гуслей, но и участвует в концертах, которые дают самодеятельные поэты и барды в стенах библиотек города Костромы, в том числе и библиотеке-центре инвалидов по зрению. Мне бы хотелось пожелать Анастасии, и, думаю, сейчас многие ко мне присоединятся, дальнейших творческих успехов и, главное, здоровья, чтобы у нее хватило желания и сил для воплощения в жизнь ее замечательных идей. Будем надеется, что крылатые гусли, которые раньше услаждали слух древних русичей от мала до велика, ей в этом помогут.
Корреспондент, член Костромской МО ВОС Попова Мария Станиславовна |