+ Больше | - Меньше


Костромская региональная общественная организация ВОС

Пятница, 24.11.2017, 05:05

г. Кострома, ул. Ленина, д. 100 «А» (на карте), тел/факс: 7 (4942) 55-24-13, тел: 7 (4942) 55-14-62, e-mail: roovos@mail.ru

Ужасы или как правильно напугать Ежа

Здравствуйте, Уважаемые Читатели!

А Вы знаете, что в ночь с 31-го октября на 1-е ноября проходит Хэллоуин?
Хэллоуин — праздник, традиционно отмечаемый накануне католического Дня всех святых. Особенно распространен он в англоязычных странах. Широко отмечается в Великобритании, Северной Ирландии, США, Австралии и Новой Зеландии, хотя выходным днем и не является. Характерная атрибутика и мистическая подоплека постепенно делают этот праздник популярным в большинстве стран мира, в том числе и в России.
Хэллоуин, как многие прочие современные европейские праздники, имеет истоки в дохристианской эпохе. Именно тогда народ кельтов был расселен множеством племен на территории нынешней Франции, Ирландии и Великобритании. У древних кельтов был свой язык, языческие верования и календарь, деливший год на две половины — лето и зиму. Темная часть года - зима, когда земледельческие работы были невозможны, начиналась с ноября, а 31-е октября было последним днем года уходящего. Это же число было и последним днем уборки урожая.
Празднование Нового года и завершения полевых работ длилось целую неделю. Серединой праздника была ночь на первое ноября. Этот день кельты называли Самайном, что значило «конец лета» на местном языке. Помимо разделения собранного урожая, в этот день было принято особенно почитать умерших. Считалось, что в ночь между последним и первым днем года магическим образом открывается дверь в потусторонний мир, и души мертвых, привидения, выходят к людям. Для того, чтобы не стать случайной жертвой обитателей загробного царства, кельты облачались в звериные шкуры, ночью покидали свои темные жилища, возле которых для привидений оставляли вкусные дары, и собирались у огромных, двухрядных костров, разведенных друидами. Между этими кострами было принято проходить всем племенем, с детьми на руках, а также прыгать через костры размером поменьше. Считалось, что сила огня очищает людей и позволяет им войти в Новый год с чистой душой. На празднике также резали часть скотины, кости убитых животных бросали в Священный огонь, а по оставленному костром рисунку на костях предсказывали будущее. В то же время сложилась традиция вырезать на собранных овощах лица, выражающие различные эмоции. Чаще всего резьбу делали на турнепсе, виде кормовой репы, выращиваемой для скота. Уходя с главной ночи празднования Самайна, каждый забирал с собой полую «голову» из репы, внутрь которой были положены раскаленные угли от Священного костра. Такой светильник отгонял злых духов, бродящих по улицам до самого утра. Именно он стал прообразом Светильника Джека.
Исконные традиции празднования кельтского Нового года передавались из поколения в поколение практически до начала нашей эры. Только после завоевания римлянами, кельты приняли христианство и были вынуждены позабыть о своих языческих обычаях. Но с приходом католицизма Самайн неожиданно получил новый виток развития — древние кельтские традиции его празднования нашли свое отражение в церковном празднике Дня Всех Святых, отмечаемого 1-го ноября. Канун этого дня, называемый в английском языке Hallows-Even — Хэллоус ивэн или «Вечер Святых», со временем приобрел сокращенное название, присущее современному празднику, Halloween (Хэллоуин). При этом зловещую репутацию черного языческого празднования Хэллоуин получил только в Средние века, когда его описали подобным образом христианские монахи.
Уважаемые читатели, Вы ищете образ на Хэллуин, или просто любите читать «ужасы» и замирать от страха? Тогда эта статья для Вас.
Литература ужасов (англ. horror literature, horror fiction; часто просто «ужасы» или даже «ужастики») — жанр художественной литературы, имеющий целью вызвать у читателя чувство страха.
Литература ужасов делится на несколько поджанров, самые значимые из которых:
*«триллер» — как и фильмы в подобном стиле, жанр подразумевает резкий испуг читателя и появления у него «холодка» в момент чтения. Различают триллеры на мистические и психологические. В первом случае присутствуют элементы сверхъестественного, связанного с мифологией («история с привидениями» (англ. ghost story), вампирский роман, «рассказ об оборотне» (англ. werewolf story), истории демонической одержимости и др.). Во втором за основу берутся реальные или возможные в повседневной жизни события (рассказы о серийных убийцах, нападающих на людей животных, описание появления сверхъестественных возможностей путями травмы человека (авария, кома, сумасшествие), и т. д.).
*«апокалиптика» (в англ. часто именуется survival horror) — подвид ужасов, возникший в Великобритании в начале 1980-х годов. Характеризуется присутствием описания изменений жизни на Земле последствием «конца света» (апокалипсиса), в результате которого мир становится опаснее. Схож по содержанию с научной фантастикой подобного рода, но в отличие от неё, рассказы посвящают гораздо больше времени описанию монстров и полной беззащитности людей, чем каким-то отдельным фантастическим элементам. Как универсальный пример жанра: «романы о зомби» (англ. zombie apocalypse). Стиль также не стоит путать с романами-катастрофами, в которых элемент ужасов опять же упоминается гораздо реже, а внимание акцентируется на устранении катастрофы, вместо повествования о выживании нескольких отдельно взятых людей в смертельных для них условиях.
*«романтические ужасы» — смесь двух поджанров, подразумевающих под собой одновременно любовную историю и элементы ужасов. Популярны начиная с середины 2000-х годов.
*«чёрный юмор» /«чёрная комедия» — ещё одна стилевая смесь, на сей раз одновременно посвященная ужасам и комедии. В литературе встречается редко, и в основном либо представлена комиксами, либо списана с уже существующих фильмов и телепередач (как, например, «Семейка Аддамс»).
Предысторией жанра можно считать: «готический» рыцарский роман середины 13 века «Гибельный погост», французские «трагические истории» 16 - 17 веков, в которых описываются одержимость дьяволом и другие инфернальные темы.
В шестидесятые годы 19 века в Англии формируется то, что уже можно назвать непосредственно литературой ужасов (от Шеридана Ле Фаню до Брэма Стокера). Классический рассказ того периода — «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона. Ранние представители литературы ужасов в Англии — М. Р. Джеймс с ироническими «рассказами антиквара о привидениях», Элджернон Блэквуд, Артур Мэкен. Позднее, в 30—50-е, годы 20 века появляются рассказы Роальда Даля, Джона Кольера, Джеральда Керша, соединяющие сверхъестественное с «черным юмором». В Америке толчок развитию жанра дал журнал «Weird Tales» (основан 1923 году), где впервые появились произведения: Г. Ф. Лавкрафта, Кларка Эштона Смита, Роберта Ирвина Говарда, Сибери Квинна, Роберта Блоха и др. В Германии был популярен Ганс Гейнц Эверс. Всемирную известность получил «Голем» австрийского экспрессиониста Густава Майринка. Нежанровая разновидность литературы ужасов — проза Франца Кафки («Превращение»). Французская литература ужасов в 19 веке представлена так называемыми «жестокими рассказами», в отличие от классической литературы ужасов не имевшими мистического или фольклорного подтекста, но сочетавшими в себе натуралистическое изображение человеческих страданий и социальный критицизм. Ярчайший представитель жанра — Огюст Вилье де Лиль-Адан. Широко известен также роман «Сад мучений» Октава Мирбо.
В современной зарубежной литературе «королём» жанра считается Стивен Кинг. Ненамного отстает от него в популярности другой американец, Дин Кунц. Известны также Уильям Блэтти («Изгоняющий дьявола»), Айра Левин («Ребенок Розмари»), переехавший из Англии Клайв Баркер («Восставший из ада»), Роберт Маккаммон («Они жаждут»), Энн Райс («Вампирские хроники»), Лорел Гамильтон с циклом о некроманте Аните Блейк, Ричард Лаймон, Питер Страуб, Уитли Стрибер, Джек Кетчам. К этому жанру относятся некоторые рассказы Рэя Брэдбери. В Англии известны Джеймс Герберт, Рэмси Кемпбелл, Брайан Ламли («Некроскоп»), Крис Картер («Взгляд из темноты»), Марк Данилевский («House of Leaves»).
В русской литературе первой «ласточкой» стала фантастическая повесть А. Погорельского «Лафертовская маковница», написанная в 1825 году несомненно под влиянием Гофмана, хотя и была достаточно самобытна. В её основе лежали народные верования о связях людей с потусторонними силами, которые дают богатство и власть, но ведут к гибели человека. Однако к демонологическим верованиям автор относится иронически (впоследствии сходное отношение будет отмечаться у А. Пушкина и Н. Гоголя). Немаловажное значение в развитии жанра приобрёл сборник произведений Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», вышедший осенью 1831 года. Из произведений, входящих в книгу, наиболее полно отражает жанр ужасов произведение «Майская ночь, или утопленница». В 1835 г. выходит вторая книга того же автора «Миргород», особое место в котором заслуживает повесть «Вий», которая не раз была экранизирована. В 1827-1833 годах выходят «таинственные рассказы» О. Сомова («Приказ с того света», «Киевские ведьмы», «Кикимора»). В тридцатых годах 19 века выходит рассказ «Страшное гадание» А. Бестужева-Марлинского. Можно также вспомнить сборник «Вечера на Хопре» М. Загоскина. В 1841 году выходит отдельной книгой повесть «Упырь» Алексея Константиновича Толстого. Повесть ввела в русскую литературу образ вампира. Произведения А. К. Толстого «Семья вурдалака», «Амена» и «Встреча через триста лет» также носят элементы ужасного. Позднее появляются «Мертвое озеро» Некрасова и Станицкого, «таинственные повести» Тургенева, «Бобок» Достоевского, «Вальтер Эйзенберг» К. Аксакова.
В целом проза русского романтизма изобилует образцами «эстетики ужасного». А такие произведения как «Пиковая дама» Пушкина, а также повести Гоголя «Страшная месть», «Портрет» заложили основы и дали большой толчок развитию литературы ужасов в России.
Нормативная поэтика соцреализма исключила сверхъестественное из арсенала литературных средств, и первые нарушения этого запрета относятся уже к шестидесятым годам, когда канон начал размываться. Тогда же был впервые опубликован «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Отдельные образцы «ужасного» встречаются в советской фантастике («Последняя дверь!» Михаила Емцева и Еремея Парнова, «Фирма «Прощай, оружие!»» Александра и Сергея Абрамовых). Особый случай — мистическая проза Абрама Терца и Юрия Мамлеева, которая до перестройки в СССР не печаталась.
После перестройки в России появились несколько книжных серий, посвящённых литературе ужасов, однако после кратковременного бума в начале 90-х популярность их резко пошла на спад. Большая часть того, что написано российскими авторами в «мистическом» жанре, издавалось под маркой детектива или фантастики. Из отдельных произведений к жанру имеют отношение «Гулы» Сергея Кириенко, сборники «Сибирская жуть», сочетающие художественные и документальные начала (но серия имеет лишь некоторые элементы жанра). Определённое отношение к жанру имеют некоторые произведения Юрия Мамлеева, Владимира Сорокина и Виктора Пелевина. Больше всего известны «Дозоры» Сергея Лукьяненко. Популярны также сериалы Василия Головачёва, особенно «Запрещенная реальность». Немногие писатели, которые специализируются на «ужастиках» — Алексей Атеев, Андрей Дашков, Максим Маскаль, Валерий Роньшин, Синявская Светлана (Синявская Лана), Виктор Точинов, а также Иван Карасев. Своеобразный российский автор в этом жанре Анна Старобинец.
В начале 2000-х годов популярность русскоязычного хоррора снова начинает возрастать. В связи с этим было образовано литературное общество «Тьма», объединившее молодых и уже известных авторов русскоязычного хоррора. Наиболее известным и популярным является творчество авторов, объединенных проектом «Александр Варго».
В 2012 году «Эксмо» выпускает серию «НЕРВ. Современный роман ужасов». Выходит целый ряд антологий, посвященных непосредственно хоррору. Проект «Александр Варго» был расширен и часть книг стала выходить под заголовком: «Апостолы Тьмы», где отметились молодые авторы. С конца 2015 года начинается выпуск первого в России печатного издания «RedRum» посвященного ужасам.

По-прежнему: «Читать, или не читать – пусть каждый выбирает сам»!

А я приглашаю Вас, Уважаемые Читатели, на очередную встречу любителей литературы «Читаем вместе».
Владимир Смирнов


P.S. Итак, дождись ночи, погаси верхний свет, зажги свечу, открой книгу и - БОЙСЯ!

 

Новые проекты

 Проекты 2017 года

Скачать пособие

 Скачать аудиопособие «На пути к адаптации без зрения»

Читаем вместе

Читаем вместе

Виртуальный музей

Виртуальный музей