+ Больше | - Меньше


Костромская региональная общественная организация ВОС

Пятница, 26.04.2024, 03:30

г. Кострома, ул. Ленина, д. 100 «А» (на карте), тел/факс: 7 (4942) 55-24-13, тел: 7 (4942) 55-14-62, e-mail: roovos@mail.ru

Попаданцы, или Ну, мы попали!

Охота. Мужик идет по лесу, видит медведя, достает ружье, стреляет. Сплошной дым, ничего не видно.
Мужик гадает: Попал? Не попал? Попал? Не попал?
Дым рассеивается. Медведь подходит, берет мужика за шкирку и говорит:
Ну мужик, ты попал!

«Попаданчество» - распространённый приём фантастической литературы, связанный с внезапным переносом героя в прошлое (возможны варианты: параллельный мир, не связанный с нашим, будущее, другая планета). Не следует смешивать этот приём с родственной ему хронооперой, где описывается целенаправленное воздействие человека на прошлое с целью изменения настоящего.
В «попаданчестве», обычно используется одна из двух схем переноса: герой переносится в своём теле или его сознание переносится в тело обитателя прошлого или другого мира.
Сюжетно примыкают к жанру «попаданчество» истории, когда обитатели иных времен или миров оказываются в привычном нам мире (как, например, в фильме «Пришельцы», где средневековый рыцарь оказывается во Франции девяностых годов двадцатого века) или происходит обмен героев между временами (как, например, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», где меняются местами советский управдом и царь всея Руси).
Первым «классическим» попаданцем считается Хэнк Морган из романа Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889). Впрочем, в этой книге герой попал не столько в реальное прошлое, сколько в некую штампованную реальность рыцарских романов.
Традицию описания изменения прошлого энергичным попаданцем из настоящего продолжил Спрэг де Камп в повести «Да не опустится тьма», где американский археолог Мартин Пэдуэй, в результате удара молнии, перенесён в Рим 535 года, перед распадом Империи
Попаданцами являются и Джон Картер из «марсианского цикла» Эдгара Берроуза (1911), и Джон Гордон, герой «Звёздных королей» Гамильтона (1947). Во втором романе, возможно, впервые, мотивы попаданчества сочетаются с мотивом обмена разумами.
В «Хрониках Нарнии» К. С. Льюиса (1950), целая семья Пэвенси переносится в мир, населённый сказочными существами.
В романе Джона Майерса «Серебряный вихор» (1949) Кларенс Шендон в результате кораблекрушения попадает в Романию, альтернативную реальность, населённую героями книг.

В противоположность оптимизму большинства таких произведений, где герой-«попаданец» легко интегрируется в местный социум, Пол Андерсон в повести «Человек, который пришёл слишком рано» показал, что ни приёмы дзюдо, ни военная подготовка, ни пистолет и современные знания не спасли американского солдата Джеральда «Сэмссона» в Исландии времён викингов.
В советской фантастике эта тема не была слишком популярной. Однако ещё в 1920-х годах в повести Вениамина Гиршгорна, Иосифа Келлера и Бориса Липатова «Бесцеремонный Роман» герой сооружает машину времени (что приближает книгу к хроноопере) и убегает от разрухи к Наполеону, предотвращая его поражение при Ватерлоо.
Вероятно, это первая в СССР книга об изменении истории пришельцами из будущего.
В повести братьев Стругацких «Попытка к бегству» также присутствует момент переноса во времени, Саул Репнин «сбегает» из нацистского концлагеря в будущее — Мир Полудня.
Также, мотивы попаданчества и хронооперы присутствовали в детских мультипликационных фильмах, в которых советские пионеры и школьники путешествовали по различным периодам истории.
В современной российской фантастике данный мотив пользуется устойчивой популярностью. Одним из первых был майор-десантник Станислав Сварог (герой Александра Бушкова), перенёсшийся в магический мир. Эта книга стала образцом для подражания. По той же схеме был написан целый ряд произведений с героями-спецназовцами и толкинистами.
Чуть раньше была написана первая книга трилогии Сергея Лукьяненко «Лорд с планеты Земля», в стиле космической оперы, герой которой, переносится в будущее, на другую планету.
Сюжетный ход «наш человек в другом мире» используется и в цикле книг Макса Фрая (дуэта русскоязычных авторов Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина, работающих под данным псевдонимом) о сэре Максе, включая книги «Чужак», «Лабиринты Ехо» и последующие.
В начале 2000-х героями подобных книг всё чаще становятся «обычные люди». Среди подобных произведений можно отметить циклы Виталия Зыкова «Безымянный раб» (ориентированный на мужскую подростковую аудиторию), и «Хроники странного королевства» Оксаны Панкеевой (рассчитанный на девушек).
Можно отметить также произведение Бориса Акунина «Детская книга», где герой Ластик попадает в разные моменты прошлого через хронодыру.
Также, приём «попадания» в те или иные исторические эпохи получил распространение в российском кинематографе: на этом основаны сюжеты фильмов «Зеркало для героя», «Мы из будущего», «Туман», «Азирис Нуна», «В плену времени».

Вот несколько примеров озвученых книг про попаданцов, которые показались мне интересными:

Каменистый Артем - Исчадия техно
Описание: Месть – это блюдо, которое рекомендуется подавать холодным. Казалось бы, ты все продумал: выбрал место, время, способ казни и смирился с тем, что за содеянное придется заплатить. Но ведь не жизнью же?!
У загнанного зверя не так много путей для бегства, вот и у него не осталось выбора – воспользовался подвернувшейся возможностью ускользнуть от преследователей. И опять не повезло – угодил туда, где его поступок уж не один век как позабыт, а от врага не осталось даже костей. Но это не значит, что вины за ним больше нет. Есть, да еще какая, с такими, как он, здесь поступают просто: связывают железной проволокой и заливают свинцом. В церковных подвалах хранится немало металлических слитков, оставшихся от подобных неудачников. Он и его товарищи по несчастью не просто преступники – их даже людьми не считают. Ведь они технотвари – носители древних секретов, исчадия, порожденные проклятыми подземельями. За их головы объявляют награды, ради казни или поимки созываются отряды и армии.
Но есть в заброшенном подземном лабиринте бункер, которого не найти ни на одной карте…

Круз Андрей - У великой реки
Описание: Когда-то пересеклись миры, чуть не разрушив друг друга. Мир наш, привычный, столкнулся с миром другим, в котором магия обычна, а боги надзирают за людьми и прочими населяющими его расами. И остался от нашего мира в том изрядный кусок. Но только история совсем не об этом, потому что с тех пор прошло двести лет, и все это уже быльем поросло. А история о том, как живущий в мире Великой реки бывший драгунский унтер, а ныне охотник на нечисть, нежить и прочих чудовищ, за свои же собственные деньги влип в такую историю…

Калугин Алексей - Снежная слепота
Описание: Чужой, враждебный, холодный мир Дикий мороз и бескрайняя снежная пустыня Однако и здесь есть люди. Странные, запуганные, потерявшие память. Любой, кто агрессивен, напорист и жесток, запросто может стать вожаком в этом лишенном воли человеческом стаде и с молчаливого согласия остальных завладеть лучшим жилищем, самой вкусной едой, самыми красивыми женщинами. Так и было в этом мире, пока в нем не появился Харп, сумевший протащить с собой не только обрывки воспоминаний, но и смелость и решительность.
Ему недостаточно просто выжить, он хочет во что бы то ни стало разгадать тайну ледяной планеты.

Лукин Евгений - Раздолбаи космоса, или Гений кувалды
Описание: Гоп-стоп! К вам подошли из-за угла... Ну, положим, не подошли, а подлетели. Не гопники, а инопланетяне. Но факт остается фактом: мгновение – и вы похищены нахальным НЛО. И теперь вы – один из несчастных обитателей немыслимой планеты-колонии. Один из землян, похищенных незнамо для каких, однако явно гнусных целей. Жертва эксперимента. Подопытный кролик в клешнях (или лапах, или щупальцах) враждебного разума. Нравится? Ах, не нравится... Тогда извольте сражаться и выбираться. Как? Ваши проблемы!

Галеев Руслан - Лаборатория Счастья

Описание: Герои новой истории Руслана Галеева - сотрудники таинственной организации под названием «Лаборатория счастья». Еще вчера они существовали в рутине повседневности, стояли в пробках, считали деньги и ходили на опостылевшую работу. Жили тем, что принято называть «нормальной жизнью». Но все изменилось. Их дом - гигантская пещера, средства передвижения - дирижабли, а цель - счастье. Сказка для взрослых, в которой романтика приключений тесно переплетается с цинизмом человека среднего возраста, сорокапятилетний Курт Кобейн работает в бригаде ледорубов, а могучие грузовые дирижабли бороздят пустоту вокруг Мирового Древа. Сюрреализм и объективная реальность как одно целое. Сказка, слишком похожая на правду, чтобы быть ею.

Читать, или не читать – пусть каждый выбирает сам. Ну, а я, приглашаю как поклонников, так и критиков жанра попаданцы, на очередное собрание «Читаем вместе».

Владимир Смирнов

Новые проекты

 Проекты

Скачать пособие

Скачать аудиопособие

Читаем вместе

Читаем вместе

Виртуальный музей

Виртуальный музей