Четверг, 31.10.2024, 05:05
По итогам июньской читательской конференции Здравствуйте, здравствуйте все! 10 июня состоялось уже третье собрание книголюбов, которое, судя по всему, превращается потихоньку в хорошую и, мне кажется, здоровую традицию, ведь говорить о книгах правильнее, чем обсуждать, к примеру, новости шоу-бизнеса. Что же вышло из этого мероприятия? Итак, Эфраим Севела «Почему нет рая на земле?». В 1971 году советская пресса назвала его предателем, агентом американского империализма и международного сионизма. В 1977 году израильские газеты назвали его предателем, агентом арабских шейхов и КГБ. В 1987 году «Нью-йоркер» назвал его опытным офицером советской разведки, проникшим в тело Соединенных Штатов. Эфраим Севела – это псевдоним Ефима Евелевича Драбкина (1928-2010 годы жизни). Русский еврей, родившийся в Белорусской ССР, Севела стал сначала советским писателем, актёром, кинорежиссёром и сценаристом, завоевавшим в итоге мировую известность, поскольку в 1970-е годы с группой советских евреев по их требованию репатриировался в Израиль, а значит, стал вольным человеком. На поприще художественной литературы он вышел уже в эмиграции, написав в Париже (по пути в Израиль) книгу рассказов «Легенды Инвалидной улицы», получившую широкое признание. Трагикомическая проза Севелы, наследующая традиции Бабеля и Шолом-Алейхема, способна, по словам Ирвина Шоу, «высекать искры юмора из самых трагических событий, которые ему довелось пережить». Повесть «Почему нет рая на земле?» вышла в свет уже в 1981 году в Израиле и на половину состоит из тех же историй, которые были изложены в «легендах». Многое в этой повести является автобиографичным, начиная с самой Инвалидной улицы, которая находилась в родном городе автора книги – Бобруйске. Одного из книголюбов, а именно секретаря местной организации ВОС Веру, «Легенды инвалидной улицы» заставили вспомнить о своих корнях, ведь она родилась именно в Бобруйске, а это, в свою очередь побудило узнать об Эфраиме Севеле и его жизненном и творческом пути побольше, чем она поделилась и со всеми собравшимися. Вера привела также цитату из немецкой газеты об Эфраиме Севеле: «Писатель небольшого народа, он разговаривает со своим читателем-соплеменником с той строгостью, взыскательностью и любовью, какие может позволить себе лишь писатель очень большого народа». Это было весьма интересно и, как мне кажется, всем. В начале книги некоторым читателям казалось, что это повесть - ода другу, но дальше события разворачивались всё интереснее, ведь отображается жизнь поколения, которое сегодня называют «дети войны». Поражает больше всего, как автор, описывая такое тяжёлое время (нищета, разруха, война, голод, да ещё с, ничем не скрываемой, еврейской внешностью), умудряется преподнести всё это с юмором, хотя часто хочется и дать волю слезам. Многие оказались такого мнения, но книголюбы постарше не так легко читали книгу Севелы, объясняя ощущение юмора именно возрастом. Согласитесь, что люди вообще разные, и, мне кажется, что и среди пожилых читателей найдутся те, кому будет смешно. Кто-то главного героя книги сравнил со своим папой, а похожи они оказались тем, что оба ищут приключений на свою голову. Но главный герой – это просто мальчишка – в этом весь секрет, а мальчишки в большинстве своём непоседы, а с возрастом меняется лишь размер «игрушек». Однако, разговор пошёл дальше в сторону философскую, отдаляясь от книги «Почему нет рая на земле?». Простите, что обращаю на себя внимание, но я, как всегда, вспомнила древнюю мудрость, которая гласит о том, что человек должен, занимаясь духовной практикой, развивать в себе сознание пчелы. Пчела замечает на своём пути нектар, а муха летит к помойке, отчасти, речь идёт о пессимистах и оптимистах, первые из которых страдают по утрам, что нужно идти на работу, к примеру, а вторые радуются тому, что вообще живут. Вот и Севела показал наглядно, что и в таких условиях, в каких существовала Инвалидная улица в середине XX века, жизнь продолжается, что даже там люди способны получать радость от чего-либо. Ведь есть авторы, которые пишут о тех же временах, но с таким негативизмом, такой желчью, что даже горчит во рту, но большинство членов собрания книголюбов стояло на том, что у нас нет опыта такого, поэтому нам сложно понять тех, кто пишет с ожесточением о военной паре, например. Что же касается Эфраима Севелы, то его книга понравилась всем и с его творчеством хочется знакомиться и дальше. Возник постулат, что хорошая книга – это та, которая вызывает эмоции, причём каких бы то ни было оттенков, а потом возникло другое мнение, что хорошая книга – это та, которая заставляет задуматься, но в итоге пришли к одному знаменателю, - прежде чем задуматься, человек переживает эмоции. В меня же можете бросать камни, но я опять о том же, что этот автор был с сознанием пчелы, и сохранил человеколюбие, несмотря на все ужасы и перипетии, упавшие на его долю. Для этого человека стакан воды наполовину полон. Следующим на повестке дня был рассказ Рэя Брэдбери «Улыбка». Здесь произошла нелепая ситуация, потому как я высказывала своё мнение о совсем другом рассказе того же автора - «Всё лето в один день», из-за чего уже начал назревать спор. Но до драки не дошло. Я поняла свою оплошность, причина которой заключалась в том, что в один день подряд прослушала эти два рассказа, между которыми произошла диффузия, если можно так выразиться. Итак, Рэй Брэдбери «Улыбка». Писатель пытается показать к чему может привести цивилизация, которая развивается с такой бешеной стремительностью, в которой люди утрачивают ощущение духовной радости, и разменивают его на медные пятаки животного наслаждения и самоупоения. Рассказ «Улыбка» небольшой, но вызвал немало толков. Напомнил он научно-фантастический роман-антиутопию того же автора «451 градус по Фаренгейту», изданный в середине прошлого столетия, но, как заметили члены собрания, уже сегодня люди зачастую ведут себя слишком неуважительно к искусству и истории. Уже сегодня разрушаются и оскверняются памятники. Прозвучала ещё и такая мысль, что человечество в целом, и каждый отдельно не любит искать причину своих бед и несчастий в себе, предпочитая сбрасывать вину на что угодно. Так, например, в «Улыбке» заклеймили Джоконду и её, по устоявшемуся стереотипу, таинственную улыбку. Почему же так по-варварски часто ведут себя люди? На этот вопрос было два суждения. Первое гласило о том, что общество озлобляется на всё, но оппонирующее высказывание было подкреплено вескими аргументами, а именно тем, что по статистическим данным, люди сплачиваются в большей мере в военное время, чем в мирное. Скользнула в беседе идея, что, читая книгу о плохих временах, человек вдруг, невольно сравнивая со своей реальностью, ощущает себя просто в Раю. Вдруг начинает радоваться, что мир, окружающий его, ещё относительно цел, что светит солнце, есть вода и воздух, которые мгновенно становятся истинной ценностью. Под конец обсуждения рассказа Рэя Брэдбери «Улыбка» все ненадолго задумались. Что случилось бы, если бы нам разрешили вольно обращаться, например, с картинами в музее? Как бы мы себя повели? Наверняка многим захотелось бы унести домой многие шедевры искусства? Более наивные, из собравшихся книголюбов, посчитали, что в наше время, сейчас, ещё так не сделали бы, но большинство хором сказали, что не пошли бы, а побежали грабить музеи и распоряжаться картинами в зависимости от степени изощрённости ума. Какое бы изуверство мы не придумали, всегда найдётся человек, готовый на него пойти. Следующий автор, книгу которого мы обсуждали – Людмила Улицкая. Л. Улицкая первая женщина — лауреат премии «Русский Букер» (2001), Кавалер Ордена Академических пальм (Франция, 2003), обладатель премии «Книга года» за роман «Искренне ваш, Шурик» (2004), лауреат премии «Большая книга» (2007). Ее произведения переведены не менее, чем на 25 языков. В 2007 году она учредила Фонд Людмилы Улицкой по поддержке гуманитарных инициатив. Одним из проектов Фонда является проект «Хорошие книги», в рамках которого Улицкая сама выбирает книги российских издательств и отправляет их в российские библиотеки. Книга «Веселые похороны» - «Это история о человеке, сделавшем всё возможное, чтобы после его ухода осталась не чёрная дыра отчаяния, а атмосфера примиренности и любви. Так бывает - я это свидетельствую…» - такими словами, лаконично рисующими суть всего повествования, оканчивается книга «Весёлые похороны». Есть хорошая отечественная экранизация, которая мной воспринимается лучше, чем книга. Замысел очень хороший, но лично для меня важно всё: и мораль, и сюжет, и язык, которым излагается история. Я человек консервативный, во всяком случае, выступаю за патриархальные семейные ценности. Мне претит сам разговор о, так называемых, «свободных» отношениях между мужчинами и женщинами, т.е. по сути безответственных, о которых рассказывается в книге. Да, мужчины, по природе своей, полигамны, но проявляют свою натуру они в разной степени. Если человек считает себя животным, то и потребности его такие же простые – сон, еда, совокупление и самооборона, но, если он понимает, что от животного человек отличается наличием разума и считается со своей совестью, то он не будет управляться животными инстинктами. Ценности преследует каждый свои, поэтому, сколько людей, столько и мнений. Книга «Весёлые похороны» рассказывает о советском художнике, бежавшем из страны в Америку. Это обаятельный человек, в жизни которого было много женщин. Теперь, когда он парализован и ему осталось жить немного, его окружили все его пассии, способные уживаться под крышей его мастерской, где он и жил, не выплёскивая сцен ревности. То, что женщины так легко «делят» одного мужчину – это, как посчитали, заслуга самого мужчины, который смог, расставаясь с каждой, сохранить дружественные отношения со своими дамами. На мой взгляд, тут дело не только в мужчине, но и в самодостаточности женщин. Состояние парализованного художника в книге некоторым членам собрания показалось не правдоподобным, потому что поведение человека на смертном одре, которое им пришлось видеть в жизни, было совсем не таким спокойным и полным самообладания. И тут надо опять вспомнить о том, что люди все абсолютно разные, и двух совершенно одинаковых историй не найдётся. Становится очевидным, что в нашем, своего рода, клубе чтецов собралась неплохая компания, состоящая из хорошо воспитанных думающих людей – это не может не радовать. Однако, анализируя последнее собрание книголюбов, прихожу к такой мысли, что литературу мы оцениваем с разных платформ – платформы материальной, на которой сегодня находится подавляющее большинство человечества и духовной платформы. Тот, кто смотрит на мир с позиции материализма, считает, что человек – это тело, что живёт он один раз и боится смерти, верит в случайности и в то, что всё в его жизни зависит от него, а в природе происходит само по себе, поэтому выходит, что мир этот ужасно несправедлив. В сознание такого индивидуума легко внедрить идею о том, что надо брать от жизни всё, чем и пользуются торговые компании. Человек же, по крайней мере, стремящийся к духовности, знает, что миром управляет Высший Разум, что душа, живущая в теле, - вечна, верит в реинкарнацию, а значит в опыт прошлых жизней, что и делает людей такими разными с рождения. Он понимает, что нет случайностей в этом мире, что часто человеку необходимо пройти уроки в виде страданий для того, чтобы осознать что-то очень важное и приблизиться хоть немного к святости. Основные качества святого человека – это аскетизм, чистота, милосердие и правдивость, именно к ним должен стремиться разумный человек, согласно священным писаниям, а значит должен слушать тех людей и о таких личностях, которые обладают такими качествами. Поскольку посыл мой обращён к любителям книг, приведу цитату из романа Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы»: «Уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, и в нём тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того, ничего уже не будет безнравственного, будет позволена даже антропофагия (людоедство)». В конце собрания было решено к следующей встрече (примерно в середине сентября) прочитать такие книги: • Алексеев С. «Сокровища Валькирии. Правда и вымысел»; • Браун Д. «Цифровая крепость»; • Трахтенберг Р. «Гастролёр». Спасибо за внимание! Желаю всем счастья! Анастасия Селиверстова |
МенюПоследние новости
|