Суббота, 21.09.2024, 03:56
Одним из наиболее популярных жанров литературы был и остается жанр фантастики. Владимир Смирнов, читатель нашей библиотеки, является любителем данного направления. Он поделился с нами рассказом об этом жанре. Благодарим Владимира за интересную статью! Фантастика (от греческого phantastike – искусство воображать), разновидность художественной литературы; её исходной идейно-эстетической установкой является диктат воображения над реальностью… Большая советская энциклопедия: Фантастическое допущение, или фантастическая идея — основной элемент жанра фантастики. Оно заключается во введении в произведение фактора, который не встречается или невозможен в реальном мире. Фантастическое допущение противопоставляется реалистическому допущению: вымыслу, не противоречащему возможному, которое применяется в реалистической художественной литературе. При этом остальные элементы — проблематика, литературные приёмы, построение сюжета — у фантастических произведений принципиально не отличаются от реалистических. Фантастическое допущение используется, чтобы полнее раскрыть проблематику произведения, характеры персонажей, за счёт помещения их в нестандартные условия. В настоящее время существует два подхода к определению фантастики. Первый традиционный подход заключается в том, что фантастику определяют жанром литературы и искусства. Второй подход называет фантастику художественным приемом или методом в литературе и искусстве. В первом случае, речь идет о фантастике, как жанре литературы, где фантастическое допущение является структурообразующим принципом. Во втором, речь идет о других жанрах литературы, где фантастическое допущение является вспомогательным элементом раскрытия авторского замысла. Такой подход разделяют множество писателей-фантастов и литературных критиков: Братья Стругацкие предлагали определение фантастики как отрасли литературы, «характеризующейся специфическим литературным приёмом: введением элемента необычайного». По определению Олега Ладыженского и Дмитрия Громова (Г. Л. Олди), «фантастика — это литература плюс фантастическое допущение». По мнению А. Шалганова, фантастика — это своего рода «параллельная литература», в которой существуют все жанры и все направления, но только с дополнительным элементом инвариантности. Истоки фантастики — в пост-мифотворческом фольклорном сознании, прежде всего в волшебной сказке. Утопия и фантастическое путешествие, являются ещё и древнейшими формами повествования как такового, в первую очередь в «Одиссее» Гомера. Интерес к фантастике возрождается к концу 19 века. Первая половина 20 века ознаменовалась началом расцвета научной фантастики. Ключевой фигурой этого жанра стал англичанин Герберт Уэллс, книги которого («Машина Времени», «Война миров», «Когда Спящий проснётся», «Человек-невидимка») послужили основой для множества подражаний. Научная фантастика в этот период стремилась «предсказать», предвосхитить развитие науки и техники, в особенности исследования космоса. Действие книг НФ часто помещалось в будущее, а герои имели дело с новейшими открытиями, изобретениями, неизведанными явлениями. В СССР самыми видными последователями Уэллса были: Михаил Булгаков («Роковые яйца», «Собачье сердце»), Александр Беляев («Человек-амфибия», «Борьба в эфире», «Голова профессора Доуэля»), А. Н. Толстой («Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита») и Владимир Обручев («Земля Санникова», «Плутония»). Период, приблизительно охватывающий промежуток с конца 30-х годов и до 50-х годов 20 века, когда жанр научной фантастики становится очень популярным в англоязычных странах, когда были впервые изданы многие классические произведения жанра, называют Золотым веком научной фантастики. Помимо этого, в первой половине 20 века, из-под пера, выходят первые значительные произведения современной фэнтези (сказочно-средневековой фантастики): Роберта Э. Говарда («Конан»), Джона Р. Р. Толкина («Хоббит»). Богато представлена литература ужасов: У. Де ла Мар; Г. Ф. Лавкрафт; Дж. Кольер. В середине 20 века, новое поколение авторов научной фантастики постепенно разочаровалось в предвосхищении прогресса. Все чаще в антураже научной фантастики публикуются антиутопии-предупреждения, социальная сатира, психологические и социальные драмы: Рэй Брэдбери, Фрэнк Герберт, Филип К. Дик, Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн. Разочарование в прогрессе и науке дало толчок «литературе побега», фантастике, не связанной с реальностью. Вторая половина 20 века переживает бум фэнтези: Урсула Ле Гуин, Роджер Желязны, Пол Андерсон, Майкл Муркок и др. Кроме фэнтези, следует отметить жанр юмористической фантастики, развившейся во второй половине 20 века: Роберт Шекли. В конце 20 и начале 21 веков фантастика коммерциализируется. Большим спросом пользуется подростковая развлекательная фантастика: Джоан Роулинг, Терри Пратчетт. На изломе тысячелетия социальные и философские проблемы в фантастике изживают себя повторениями и начинают уступать место экспериментам со стилем. В 20 веке фантастика перестаёт быть чисто литературным жанром. Фантастические фильмы начали снимать ещё в самом начале 20 века (фильм «Путешествие на Луну» выходит в 1902 году). Во второй половине 20 века наступает расцвет кинофантастики. Новейшие технологии позволили воплотить на экране то, что прежде было недоступно: фантастическую технику, вымышленных существ, декорации других миров. Комикс становится ещё одной популярной формой фантастики, особенно в США, Франции, Японии. Бум переживают, основанные на фантастике, настольные, а затем и компьютерные игры. В настоящее время фантастика вышла за свои жанровые границы. Фантастика переступает границы не только жанров (например, фантастический детектив и юмористическая фантастика) и родов литературы (например, фантастическая поэзия и фантастическая драматургия), но и родов искусства (например, фантастическая музыка, кинофантастика, фантастическая живопись). В настоящее время, фантастические вселенные — часть популярной культуры, воплощающаяся в литературе, кино, играх, комиксах. Владимир Смирнов
|
МенюПоследние новости
|